Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии как средство формирования метапредметных результатов в основной школе в рамках ФГОС ООО


Подготовила учитель технологии МАОУ «Школа №84» Яшина Марина Александровна, г.Нижний Новгород, 2016г.
Тема : Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии, как средство формирования метапредметных результатов в основной школе в рамках ФГОС ООО.
«Технология» - это интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо-технологических наук и показывающая, как их использовать в жизни человека, практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, то есть универсальное средство формирования метапредметных компетенций.
Проект – это шесть «П»:
проблема;
проектирование;
поиск информации;
продукт;
презентация;
портфолио
Основные требования к учебному проекту
Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком
Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных
Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта
Продукт является конкретным результатом проекта
Презентация продукта и защита самого проекта
Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)
Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом
Этапы проекта
Потребность
Краткая формулировка
Задачи
Исследования и анализ
Дизайн-спецификация
Выработка первоначальных идей
Выбор одной идеи
Проработка одной идеи
Изготовление
Испытание
Самооценка

Основные планируемые метапредметные результаты проектной деятельности, формируемые на уроках технологии
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Метапредметные результаты.
Если их систематизировать по УУД, то можно выделить такие:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели ;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
В начале курса технологии в 5-ых классах учитель выступает в роли руководителя, и со временем уходит на второстепенный план, ставя цель и выбор ученика на первое место. Уже ученик выбирает тему проекта и цель, а учитель только подсказывает и направляет по нужному направлению ( разделу курса).

По основным этапам работы можно отследить деятельность ученика и формируемые у него универсальные учебные действия. (см. схему)

Рассмотрим основные этапы проектной деятельности на уроках технологии более подробно, приводя примеры проектов работ детей.
1. Обучение планированию можно построить по технологии S M A R T
S (specific) — цель конкретная, имеющая однозначное трактование и описываемая как четкий, конкретный результат
М (measurable) — цель измеримая с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения
A (achievable) — цель реалистичная, в принципе достижимая с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов
R (relevant) — цель неслучайная, обоснованная, соотносится с другими более общими и стратегическими целями, работает на их достижение и не нарушает баланс с другими целями и приоритетами
Т (Timebound) — цель четко определена во времени, должны быть конкретные сроки ее достижения.
2. Формулировка задачи (постановка цели).
Должна быть короткой, чёткой и простой
Это задание разработать и изготовить…
Содержит информацию:
1. о продукте (его название),
2. для чего оно предназначено (его функции),
3. кто его будет использовать (конечный пользователь).
(… Я хочу спроектировать и изготовить подставку под горячее для дачи в подарок бабушке).

3. Обоснование возникшей проблемы и потребностиПроект « Приспособление для швейных принадлежностей»
Так сложилось в жизни, что мы с мамой живём вдвоём в однокомнатной квартире. Я учусь в школе, мама работает. По вечерам она находит время и допоздна что-то шьёт или перешивает для себя, знакомых или подруг. Уроки я делаю в комнате, и чтобы не мешать мне мама шьёт на кухне. Маме очень нравится её увлечение и особенно приятно, когда о ней так хорошо отзываются подруги и соседи по дому.
Мне захотелось маме сделать что-то приятное, так как она многое делает для меня и ради меня. Я обратил внимание, что катушки для ниток она хранит в коробочке. Насчитал их там 38 штук. Катушки аккуратно уложены, но перед очередной работой над каким-то изделием моя мама перебирает катушки, подыскивая нужные по цвету нитки.
Я решил изготовить ей в подарок приспособление для хранения швейных принадлежностей.
4. Набор первоначальных идей.
Это несколько возможных вариантов конечного проектного продукта в виде зарисовок, эскизов и коротких пояснений к ним.
Важно!
-Выработать большое количество идей, быстро, без остановки на их обдумывание (здесь скорость важнее, чем уровень обдуманности идей)
-Простые комментарии должны быть описательные и оценочные.
-Чем большее количество идей будет отражено на листе, и чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи.


Проект «разделочная доска»

Разделочная доска, казалось бы, что может быть проще. Много лет подряд для нарезания продуктов использовали обыкновенную деревянную дощечку с ручкой и этого было вполне достаточно. Но современный интерьер не потерпит «бабушкину доску», поэтому представляю Вам обзор разделочных досок которые не только выполнят свои функции, но и украсят дом и удивят гостей.
 Доска - совок. Механизм действия прост: нарезав продукты хозяйка сжимает ручку и доска превращается в своеобразный совок, при помощи которого очень легко управиться с мелко нарезанными овощами.
Доска - индивидуальность.
В наборе четыре доски разного цвета с индивидуальной маркировкой, после приготовления пищи их можно убрать в бокс, который стилизован под канцелярскую папку.
Доска - два в одном.
При нарезке чего либо сочного, будь то мясо или овощи, часто возникает проблема сока, который выделяется при резке. Эта проблема решается просто. Также доска имеет две стороны. Гладкая для овощей и фруктов, и специально шипованная для мяса.
Доска - подставка.
Эта доска достаточно оригинальна и явно может послужить украшением кухни, сама идея использовать в оформлении рисунок разрезанного поперек овоща или фрукта интересна именно тем, что на ней как раз и будут разрезать овощи и фрукты. Также ее можно использовать как подставку для горячего.
5. Дизайн-спецификация.
Это детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть качественным:

Выбор и проработка лучшей идеи.
-Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит для решения поставленной задачи и дальнейшей проработки.
-Представленные идеи следует оценить по отношению к критериям дизайн-спецификации.
-Свои решения необходимо обосновать!
-Возможно использование таблицы:
Идея №1 Идея №2
Критерий 1 Критерий2 Критерий3 6. Планирование и изготовление.
-Записать или зарисовать инструменты, оборудование и способы изготовления (с указанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).
-Инструкционная карта (последовательные эскизы, иллюстрирующие последовательность действий).
-Чертеж (расположение видов , правила чертежа).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
(Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.) Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задачами и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с деятельностью других членов команды).
Проведите работу над проектом.
Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными выводами.

7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
(Справился ли я? Исправляем ошибки.)
Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.
Определите научный уровень проекта.
Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой.
Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.
Подтвердите актуальность проекта.
Внесите коррективы в проект.
8. ЗАЩИТА ПРОЕКТА
(Мы выступаем!)
Представьте проект аудитории.
Проведите самоанализ выступления.
Оцените проект (устно и письменные рецензии-эссе).
Самооценка.
Самооценка проектного продукта:
-Оценить продукт по отношению к проблеме, для удовлетворения которой он разработан.
-Предложить при необходимости пути усовершенствования продукта
Самооценка процесса:
Насколько я (мы) был(и) успешен(ны) в процессе проектирования :
Как была выявлена проблема?
Хорошо ли был спланирован и осуществлён сбор информации?.Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
Каковы преимущества работы в команде?
Что вами сделано хорошо?
Что ты делал, если что-нибудь не получалось?
В чём вы видите недоработки команды?
Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?.....Примерные критерии оценивания проекта
Степень самостоятельности выполнения этапов проекта
Степень включенности в групповую работу
Практическое применение предметных знаний, умений, навыков
Количество новой информации
Степень осмысления новой информации
Уровень сложности проекта
Оригинальность идеи
Оригинальность способа решения проблемы
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели
Уровень организации и проведения презентации
Владение рефлексией
Творческий подход к презентации
Социальное и прикладное значение результатов
Подведем итоги планируемых результатов и чего мы добились при выполнении творческого проекта по технологии, какими знаниями мы пользовались, и пригодиться ли нам эти знания в жизни?! Думаю «ДА»…..

Для подведения итогов работы с учениками для себя я сформировала таблицу метапредметных результатов, но думаю со временем ее упростить. Мне есть еще над чем работать
А это таблица предметных результатов, которая большую часть мы формируем ставя оценки по результатам работы за четверть или за год.
Да ФГОСы заставляют нас все больше анализировать не только работу учеников, но и свою работу, давая возможность исправить свои недоработки в образовании детей.
«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою» К.Д.Ушинский
Удачи нам всем в работе!