Комплекс самостоятельных работ по дисциплине Основы информационных технологий


Бюджетное учреждениепрофессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
_____________Л.В. Башукова
«___»___________2016год
СБОРНИК ЗАДАНИЙСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ РАБОТ поОП.01 Основы информационных технологий
09.01.01Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Нижневартовск
2016
Учебное пособие по дисциплине являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих БУ «Нижневартовский политехнический колледж» и составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 09.01.01Наладчик аппаратного и программного обеспечения, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 09.00.00Информатика и вычислительная техникав соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01«Основы информационных технологий», утвержденной зам. директора по НМР (приказ № ___-А от «____»______ 201__г.).
Учебное пособие адресованы студентам очной формы обучения.
Организация–разработчик: БУ «Нижневартовский политехнический колледж».
Разработчик: Е.Э. Подобрий, мастер производственного обучения
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Информационные технологии»
Протокол № ___ от «___»______________201__год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка4
Требования к выполнению самостоятельной работы 4
Рекомендации по созданию презентаций4
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 12
Критерии оценивания9
Самостоятельная работа №18
Самостоятельная работа № 29
Самостоятельная работа № 310

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебное пособиепредназначено для студентов по профессии 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечениясодержит 3 самостоятельные внеаудиторные работы, время выполнения определяется учебным планом.
Цель – оказание помощи студентам при выполнении самостоятельной работы по ОП.01.Основы информационных технологий, способствовать освоению профессиональных и общих компетенций по профессии.
В учебном пособии предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков при конспектировании алгоритмов выполнения действий с информацией, работа с учебниками при написании рефератов и сообщений, при создании текстовых документов, электронных таблиц при помощи программного обеспечения.
Пособие охватывает темы: Технологии обработки текстовой информации, Электронные таблицы, Базы данных.
Внеурочная самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Цель самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы:
по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление таблицы; учебно-исследовательская работа;
по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка рефератов, докладов;
по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; таблиц.
Формы организации самостоятельной работы:
Самостоятельная работа осуществляется индивидуально каждым студентом.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Памятка-алгоритм составления таблицы.
Прочти текст.
Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
Начерти таблицу с определенным количеством граф.
Запишите название признаков в графы.
Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
Сделай вывод.
Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Памятка-алгоритм написания реферата.
Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).
Изучи состояние проблемы по данной теме.
Подбери литературу, составь список используемой литературы.
Составь план.
Определи цель и задачи работы.
Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
Покажи разные точки зрения на проблему.
Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.
Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.
Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда.
Объем реферата 10-12 печатных страниц.
Содержание реферата:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть, разделенная на 3-5 глав
Заключение
Список литературы
План рецензии реферата:
Предмет анализа.
Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).
Актуальность.
Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.
Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
Прочитать текст, продумать прочитанное.
Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
Чтение и анализ.
Сопоставительный анализ источника и мнения.
Анализ и аргументация автора.
Постановка вопросов к тексту.
Сравнительный анализ.
Отбор материала.
III. Критерии оценивания.
«5» Работа выполнена полностью; оформление документов выполнено по правилам ввода и редактирования текста в документе.
«4» Работа выполнена полностью; допускаются незначительные ошибки при создании документов, используя правила создания и редактирования текста в документе.
«3» Допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в оформлении и содержании работы, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
«2» Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа №1
Тема: Аппаратное обеспечение ЭВМ
Целисамостоятельной работы:
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу.
Задание:
Подготовить реферат по теме «Аппаратное обеспечение ПЭВМ». Номер темы соответствует номеру п/п в журнале.
Требования к оформлению:
Работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листов, которые подшиваются. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 1)
Общий объем работы должен быть в пределах 10-13 страниц печатного текста.
Основной текст работы следует набрать шрифтом TimesNewRoman размер шрифта 12 п. межстрочный интервал полуторный, выравнивание абзаца по ширине, отступ первой строки абзаца 1,27 см.
Размер символов заголовков работы увеличивается на 2-4 пункта, в зависимости от его уровня и выделяется полужирным начертанием. Абзацы заголовков имеют следующее форматирование: выравнивание по центру, отступа первой строки нет, запрет висячих строк, не отрывать от следующего абзаца, точка в конце заголовка не ставится.
Темы:
История развития вычислительных машин. Поколения ЭВМ.
Минимальная конфигурация ПК. Виды компьютеров. Внутреннее устройство системного блока.
Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Процессор (назначение, характеристики, типы, параметры производительности процессора).
Принцип организации внутренней памяти компьютера (ОЗУ, ПЗУ, Кэш-память).
Накопитель на жестком диске (состав, устройство, назначение, характеристики).
Клавиатура: назначение, устройство, виды.
Устройства ввода информации. Манипуляторы: виды, устройство.
Устройства ввода текстовой и графической информации.
Устройства вывода информации. Мониторы.
Устройства вывода информации. Принтеры.
Модем: назначение, виды, характеристики.
Средства мультимедиа. Проекторы: назначение, устройство, виды.
Дигитайзеры – графические планшеты: назначение, устройство, виды.
Цифровые фото и видеокамеры: назначение, устройство, виды.
История развития вычислительных машин. Поколения ЭВМ.
Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Процессор (назначение, характеристики, типы, параметры производительности процессора).
Принцип организации внутренней памяти компьютера (ОЗУ, ПЗУ, Кэш-память).
Накопитель на жестком диске (состав, устройство, назначение, характеристики).
Клавиатура: назначение, устройство, виды.
Устройства ввода информации. Манипуляторы: виды, устройство.
Устройства ввода текстовой и графической информации.
Устройства вывода информации. Мониторы.
Устройства вывода информации. Принтеры.
Модем: назначение, виды, характеристики.
Средства мультимедиа. Проекторы: назначение, устройство, виды.
Дигитайзеры – графические планшеты: назначение, устройство, виды.
Цифровые фото и видеокамеры: назначение, устройство, виды.
Принцип организации внутренней памяти компьютера (ОЗУ, ПЗУ, Кэш-память).
Накопитель на жестком диске (состав, устройство, назначение, характеристики).
Клавиатура: назначение, устройство, виды.
Самостоятельная работа №2
Тема: Файловая система ПК
Цели работы самостоятельной работы:
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу.
Задание:
Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
Требования к оформлению:
Работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листов, которые подшиваются. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 1)
Общий объем работы должен быть в пределах 2-3 страницы печатного текста.
Основной текст работы следует набрать шрифтом TimesNewRoman размер шрифта 12 п. межстрочный интервал полуторный, выравнивание абзаца по ширине, отступ первой строки абзаца 1,27 см.
Размер символов заголовков работы увеличивается на 2-4 пункта, в зависимости от его уровня и выделяется полужирным начертанием. Абзацы заголовков имеют следующее форматирование: выравнивание по центру, отступа первой строки нет, запрет висячих строк, не отрывать от следующего абзаца, точка в конце заголовка не ставится.
Темы:
Описание одного вида компьютерного вируса.
Описание одного вида антивирусной программы.
Самостоятельная работа №3
«Решение задач в Excel»
Цель самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.
Задание:
Создать табличный документы средствами табличного процессора MSExcel. Работу необходимо сдать в электронном виде. Документы сохраните в папке с именемСам_работа№4_Фамилия.
Задание 1.
В ячейку А1 введите заголовок: ЦЕНЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ БИЛЕТОВ.
Ввести заголовки строк и столбцов и данные, как указано ниже.
блок месткласс «Соверен»класс «Ровер»класс «Стартер»
партер129,6111,898,6
ярус97,288,464,2
балкон70,264,344,7
проход64,054,234,0
Таблица 1
3.Сохраните составленную таблицу с именем ZEN.
4.Вставьте два дополнительных столбца между столбцами класс «Соверен» и класс «Ровер».
5.Озаглавьте дополнительные столбцы: цена со скидкой 20% и Сбережение.
6.Вставьте два дополнительных столбца между столбцами класс «Ровер» и класс «Стартер».
7. Озаглавьте дополнительные столбцы: цена со скидкой 15% и Сбережение.
8. Вставьте два дополнительных столбца между столбцами класс «Стартер».
9.Озаглавьте дополнительные столбцы: цена со скидкой 10% и Сбережение.
10.Введите формулу в дополнительные столбцы.
11.Добавьте строку между строками Партер и Ярус, введите в нее следующие записи.
Соверен 111,0
Ровер94,5
Стартер 82,0
12.Введите или скопируйте формулы для остальных столбцов в этой строке.
13.Постройте диаграмму отражающую стоимость билетов в разных классах.
14. Сохраните таблицу.
Задание 2
Создайте таблицу по образцу (таблица 2).
В строкеИтого подсчитайте сумму по кварталам.
В столбцеВсего подсчитайте сумму по всем направлениям деятельности.
Отформатируйте таблицу по образцу.
Постройте гистограмму по строкеИтого.
ООО «Природа» Рекламный бюджет Направление деятельности 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего
Участие в выставках 2365 2587 3214 7896 $16 062
Пресс-релизы 5624 3698 1236 6541 $17 099
Рекламные компании 3214 1478 5478 6512 $16 682
Продвижение товара 5624 3698 1236 6541 $17 099
Связи с общественностью 8963 2589 5698 3214 $20 464
Итого $25 790 $14 050 $16 862 $30 704 $87 406
Таблица 2.
Задание 3.
В ячейке А3 задайте текущую дату функцией СЕГОДНЯ.
Создать таблицу по образцу, исходные данные представлены ниже (таблица 3).
Продажа акций отделениями брокерской фирмы «Интерброкер»
Дата
РАО-ЕС ЛУКОЙЛ АвтоВАЗ Норильский никель Выручка тыс. руб.
(всего за месяц) % от общей выручки
Интерброкер-1 268 000 195 800 345 000 120 500 ? ?
Интерброкер-1 281 250 187 500 387 000 156 200 ? ?
Интерброкер-1 206 750 166 500 123 000 243 200 ? ?
Интерброкер-1 315 600 158 200 234 000 108 000 ? ?
Итого (тыс. руб) ? ? ? ? ? Среднее значение ? ? ? ? ? МАКС значение ? ? ? ? ? МИН значение ? ? ? ? ? Таблица 3
Заполните таблицу, используя формулы.
Формула для расчета:
% от общей выручки = Выручка подразделения/Итого всей выручки (результат расчета – в процентном формате).