Выступление на заседании кустового МО учителей биологии и химии на тему Методика проведения самостоятельных работ на уроках химии

Методика проведения самостоятельных работ на уроках химии.

Улезько Г. Ф.
МОУ Старомеловатская СОШ Петропавловского района Воронежской области

Школа призвана сегодня не только вооружать учащихся прочными знаниями, но и обучать их способам преобразования знаний, учить самостоятельным действиям, готовить к активному, творческому труду.
Целью данной работы является систематизация методов и способов организации различных видов самостоятельных работ на уроках химии. Обучение химии может внести значительный вклад в развитие у учащихся умений учиться.
Многолетний опыт работы показывает что развитие у школьников стремления к активному усвоению и углублению своих знаний тесным образом связано с возникновением интереса к предмету, формированием умения работать с книгой, энциклопедией, химическим словарём, справочником, интернетом.
Самостоятельными можно назвать такие работы, которые выполняются учащимися без непосредственного участия учителя, но под его руководством и по заданию в специально отведённое время. Поэтому самостоятельная работа характеризуется следующими признаками: 1. Наличие задания, составленного учителем, в письменной форме, с указанием цели работы.
2. Предоставление времени для его выполнения.
3. Самостоятельное выполнение работ по заданию под руководством учителя.
4. Составление отчёта и демонстрация его на экране с использованием ММС.
5. Заключительная беседа после окончания работы.
Самостоятельная работа при изучении нового учебного материала имеет свои особенности. С первых уроков ученики должны осознанно относиться к цели урока, чтобы умственная деятельность у них была напряжена, чтобы каждый переживал радость открытия и мог выполнить самостоятельно задание учителя. Большое педагогическое значение при изучении нового материала имеет ученический эксперимент. Он позволяет рационально соединить умственные и физические действия в процессе приобретения знаний.
При закреплении знаний могут применяться следующие виды самостоятельных работ: составление таблицы, схемы, работа с раздаточным материалом, работа с учебником, практические экспериментальные работы. Например, после изучения свойств кислорода на уроке организуется практическое занятие на тему: « Получение кислорода в лаборатории». На этих занятиях учащиеся уточняют и закрепляют полученные знания о свойствах кислорода, об экзотермических реакциях, у них развиваются умения организованно выполнять сложные работы, связанные с химическим экспериментом.
Особого внимания заслуживает технология группового самостоятельного обучения, при котором ученик, выполняя проблемное задание в группе, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности, развивает свой интеллект.
Таким образом, организация и проведение самостоятельной работы на уроке должны содействовать формированию у школьников следующих представлений: об активном усвоении знаний, как этапе для подготовки к творческому труду в будущем; о воспитании целеустремлённости и добросовестности при проведении эксперимента; о правильной организация учебного труда.
Научившись использовать различные виды самостоятельных работ, школьник начинает относиться к учёбе осознанно, он может логически применять полученные знания, самостоятельно ликвидировать пробелы, устанавливать причинно- следственные, межпредметные связи.




15