Комплекс методических разработок, направленных на формирование атрибутивного словаря учащихся с задержкой психического развития


Комплекс методических разработок, направленных на формирование атрибутивного словаря учащихся с задержкой психического развития
Материал представлен по разделам, соответствующим основным видам работы над формированием атрибутивного словаря учащихся с ЗПР.
Закрепление понятия об имени прилагательном.
Выберите и запишите в один столбик те признаки, которые можно отнести к лисе, а в другой те, которые относятся к белке:
Осторожная запасливая веселая пугливая ловкая запасливая хитрая хищная
Прочитайте стихотворение.
Найдите в нем слова, обозначающие:
1) признаки предметов;
2) предметы, к которым эти признаки относятся:
Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
(Н.А.Некрасов)

3) Спишите. Подчеркните слова, обозначающие признаки предметов, синим карандашом, а названия предметов красным карандашом.
II. Развитие понимания семантического значения имен прилагательных
Подбери к названным качествам подходящие предметы:
Мокрый - …, тяжелый - …, радостный - … .Образуйте возможные по смыслу словосочетания:
а) человек
соленый, порывистый, острый, злой, городской.
б) собака
смышленая, мудрая, умная, рассудительная, злая.
в) ветер
круглый, порывистый, трескучий, злой, добрый.
г) мороз
круглый, трескучий, злой, порывистый, добрый.
III. Упражнения на умение группировать слова по определенному признаку.
Обратите внимание ребенка на то, что один и тот же предмет обладает сразу многими качествами. Предложить таблицу с перечисленными признаками:
вкус
цвет
форма
величина
материал
назначение
К данным существительным подберите по три имени прилагательных, обозначающих разные признаки.
Стол какой? (по форме, размеру, материалу) - …
Яблоко какое? (по форме, размеру, вкусу) - …
Цветок какой? ( по цвету, по месту, где он растет - …
Показывая детям предметные картинки, учитель называет материал, из которого сделан предмет, а учащимся предлагается образовать соответствующие прилагательные.
Например:
стакан из стекла – какой? – стеклянный
ложка из дерева –
рукавички из кожи –
шуба из меха –
тазик из меди –
медвежонок из плюша –
ваза из хрусталя –
IV. Наблюдение над языком, развитие чувства «родства слов», уточнение знаний цветовых оттенков.
Подумайте, откуда произошли или могли произойти названия некоторых цветов:
белая береза
вишневая вишня
малиновая малина
розовая роза
желтый желток
коричневый стол
сиреневая сирень
фиолетовая фиалка
зеленая зелень
черная черника
синяя синька
Формирование навыков словообразования.
V. Образование относительных прилагательных.а) от названий растений:
береза – какой? … сок
ель – какая? … ветка
липа – какой? … чай
дуб – какой? … лист
роза – какие? … лепестки
сосна – какая? … шишка
клен – какой? … ствол
фиалка – какой? … запах
VI. Образование и употребление степеней сравнения признаков, обозначающих величину, цвет, вкус и пр.
Подобрать сравнительную степень к прилагательным
а) темный, быстрый, умный, высокий, широкий, чистый, тонкий, узкий, далекий, теплый. – дальше, теплее, выше, уже, тоньше, шире, умнее, чище, темнее, быстрее.
б) близкий, сухой, мягкий, толстый, глубокий, богатый, жаркий, дорогой. – мягче, глубже, богаче, жарче, суше, дороже, ближе,
толще.
С выделенными прилагательными придумайте по одному предложению.
Переписать, образуя от данных в скобках прилагательных сравнительную степень.
- смородина (вкусный) крыжовника
- ключевая вода (чистый) речной
- твой рисунок (красивый) моего- малина (сладкий) брусники
- у младшего брата голос (звонкий), чем у старшего.
VII. Подбор прилагательных, выражающих степень нарастания или убывания качества.
Напишите прилагательные по степени усиления признака:
Холодный, теплый, горячий
Яркий, светлый, тусклый, темный
Ответьте на вопросы:
Кому холоднее? Мальчик озяб. Девочка окоченела. Собака мерзнет.
Какой спортсмен имеет самую большую известность? Знаменитый баскетболист. Известный хоккеист. Прославленный футболист.
Расположите слова по степени нарастания признака (действия). Определите стержневое слово.
Образец : большой, значительный, огромный, громадный, колоссальный.
Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.
Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный.
VIII. Образование притяжательных прилагательных.
а) обозначающих отношение к профессии, к занятию людей.
Образец: стол воспитателя – воспитательский стол
танец матросов –
машина, на которой ездят милиционеры –
сказки русского народа –
одежда для детей –
б) образованные от названий птиц и животных (с использованием картинок). У коровы голова коровья, а чья голова у вороны?
У оленя? –
у рыси –
у лисы –
у рыбы –
у собаки –
у кошки –
у птицы –
у сороки –
у овцы –
у зайца –
у белки –
у кролика –
у медведя –
у верблюда –
У тигра голова тигриная, а у лошади - ? У курицы –
у утки –
у голубя –
у лебедя –
у орла –
Формирование грамматически правильной речи.
IX. Различение родовой принадлежности имен прилагательных.
Списать. Подчеркнуть согласные, которые при чтении не произносятся. Выделить окончания имен прилагательных, объяснить их написание.
Большой праздник. Радостная весть. Известный летчик.
Горячее сердце. Высокая лестница. Поздняя осень. Ненастная погода. Яркое солнце. Звездное небо. Знакомая местность. Колхозное пастбище. Сухой тростник.
Восстановите окончания прилагательных. Напишите к ним названия предметов, у которых есть такие праздники:
НОВ –
ВЫСОК –
КАМЕНН –
КРАСН –
БАРХАТН –
НАРЯДН –
БЕЛОСТВОЛЬН –
КУДРЯВ –
СТРОЙН –
ВНЕЗАПН –
СИЛЬН –
ЛЕТН –
X. Согласование имен прилагательных с падежными формами существительных во множественном, в единственном числе (В.п., Р.п., Д.п., Т.п.).1. Допишите окончания.
Вот ворона на крыше покат…
Так с зимы и осталась лохмат…
Вдруг запрыгнула вбок глуп… скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нижн… лавкой? –
Прошлогодн…, мокр… стружки.
Это все у вороны игрушки.
(А. Блок)
2.Измените окончания, чтобы получить словосочетания. Составьте с ними предложения.
по (городской) телефону
до (поздний) вечера
над (обрывистый) берегом
о (дружный) коллектив
из (ближняя) деревни
в (просторный) квартире
Прочитайте пословицы, проговаривая окончания прилагательных.
а) Собираешься в долгий путь, бери с собой хорош… друга.
б) Добр… семенем поле засевать – никогда нужды не знать.
в) Хорош… дело два века живет.
г) Не жди лета долг…, а жди лета тепл… .д) Больш… кораблю – больш… плавание.