Разнообразие видов самостоятельных работ на уроках русского языка – залог создания ситуации успеха учащихся начальных классов


Разнообразие видов самостоятельных работ
на уроках русского языка –
залог создания ситуации успеха учащихся начальных классов
Кутнякова Антонина Фёдоровна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Углегорска
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
В последние годы многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружён системой, так называемых ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несёт в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким, сверстникам, членами той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждёт определённых поступков, в которых удовлетворяются все его надежды (или опасения), и этого же ждут от него.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения. Формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.
Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на уроке работали добровольно, творчески познавали предмет на максимальном уровне успешности для каждого?
В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учится совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Учитель должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Надёжным путём создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при её осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуации успеха имеет общая морально – психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках.
В учебной работе по каждому предмету важна самостоятельность; если ученик не умеет самостоятельно работать, то ему трудно учиться. Это относится и к русскому языку. «Надо научить детей учиться», - говорил К.Д.Ушинский. Именно умение работать самостоятельно вырабатывает у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными. Л.Н.Толстой считал, что цель учения - самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: « Если ученик в школе не научится сам творить, то в жизни он всегда будет только подражать…»
Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления. Самостоятельная работа одно из главных средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса.
Главная цель моей работы – научить добывать знания самостоятельно.
Для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе. Под самостоятельной работой я понимаю такой вид деятельности, в процессе которой дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов.
Моя задача заключается в том, чтобы ученики не только усвоили программу, но сознательно приобрели умения:
- работать с книгой;
-выделять главное;
-выражать свои мысли в устной и письменной форме;
-сопоставлять и группировать;
- делать выводы;
-применять свои знания на практике.
Для этого я стараюсь обеспечить полную нагрузку каждому ученику в течение всего урока, даю возможность более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы. Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа, даются задания на дом. Подбирая материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений. Стараюсь учитывать принцип систематичности в обучении, который сформулировал Я.А. Каменский: «Всё последующее должно опираться на предыдущее». Вот некоторые виды работ.
Словарные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используются для закрепления и повторения орфограмм.
Выборочные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.
Например, при изучении какой – либо части речи читаю текст, даю задание: выписать только имена существительные, прилагательные, глаголы.
Свободные диктанты.
Их цель-развитие связной речи и расширение запаса слов. Это вид диктантов близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. Флеров). Интересный и доступный учащимися текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста – абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель свободного диктанта, особенно ценил в нём самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нём ценят близость к образцу.
Распределительные диктанты.
Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в две колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с ь как разделительными и ь как показателем мягкости, глаголы I и II спряжения, безударная гласная, не проверяемая ударением и безударная гласная проверяемая ударением и т.д.
Восстановительные диктанты.
Например, даю текст. Дети записывают его под диктовку, восстанавливая по смыслу слова, выраженные прилагательными. Или дописать в предложение с однородными членами слово, выраженное либо существительным, либо прилагательным, либо глаголом.
Объяснительные диктанты – вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Например, выполняя работу по учебнику, дети объясняют устно и письменно (графически) нужную орфограмму.
Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель даёт на доске нужные для данного случая слова или серию картинок. Дети составляют предложения, объединённые одной темой. Например, слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо и. т. д. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубы и шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду.
Картинный диктант
Например, вывешиваю сюжетную картинку, а дети выписывают слова по заданной теме. Можно провести в виде игры «Кто больше запишет слов?»
Предметный диктант
Цель диктанта - «разбудить» умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу в начале урока. На его выполнение около пяти минут. Один пишет «по секрету» (на скрытой части доски), другие на листочках или в тетрадях.
Например, тема «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».
Запишите слово по транскрипции [салав,и]
Разбери по составу слово листья
Подбери однокоренное существительное к слову здоровый
Придумай слово к схеме ъ
Вставь нужную букву с…ел, в…юга
Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего контроля знаний учащихся. Ученик пробует силы в самостоятельном решении какой-то задачи, применяет правила, которые он знает. Учитель видит, что не усвоено классом или отдельными учениками.
Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой компетентной личности ребёнка. Типы текста-повествование, описание, рассуждение. В современной школе наиболее лёгким считается повествование, затем описание и рассуждение, поэтому с повествования начинается обучение сочинению и изложению в начальных классах, со 2 класса вводятся элементы описания, с 3 класса – рассуждения.
Сочинения – описания. Опирается на выделение сходств и различий между предметами. Например, «Зимний вечер», «Весенний лес», «В деревне», «Море».
Сочинения – эссе (лирические размышления). Обычно это сочинения – миниатюры на фоне музыки. Ученики прослушивают музыкальный отрывок и затем в свободной форме или в стихах пишут о своём настроении, мыслях, впечатлении, какие картины представляют.
Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Карточкипозволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
Тестирование – используется длятекущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.
Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и т. д. Дети часто не любят выполнять эту работу. В 4 классе я провожу работу по памятке. На полях пишу карандашом цифру. Дети в памятке смотрят, какая орфограмма под этой цифрой и выполняют указания, данные в памятке. В 1-3 классах на уроке для «оживления» смешной человечек – Коля Ошибочкин или сказочный герой. Детям нужно исправить ошибки, которые допустил Коля Ошибочкин. Кроме того данные приёмы развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Работа со словарём.
В них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке.
Эта работа повышает уровень самостоятельности, обеспечивает доброкачественным языковым материалом. Ещё К.Ушинский говорил о том, что « дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Умение пользоваться словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг, а также при слушании радио и просмотре телепередач.
Например, слово человек.
Определи правильность написания слова (орфографический словарь)
Толкование, происхождение, употребление (толковый словарь)
Выдели части слова, подбери родственные (словообразовательный словарь)
В мире интересного. Это могут быть интересные сведения о происхождении имён, заимствованных слов, крылатых выражений.
Здесь же сочинение разных историй и сказок с фразеологизмами. Придумывание картинки к фразеологизмам. Эта работа позволяет мыслить творчески.
Например, «Жил – был мужичок. Он был гол, как сокол, потому что всю жизнь бил баклуши и работал спустя рукава. Было у него семь пятниц на неделе. Жалел он сам себя и лил крокодиловы слёзы, что зарыл он свой талант в землю. Да ещё соседи ему косточки перемывали. Решил он уйти из своей деревни далеко-далеко, хоть к чёрту на кулички. Решился на это с грехом пополам. Ушёл и ни слуху о нём и ни духу. Все забыли про него и имя его кануло в вечность».
Грамматическая сказка.
Темы могут быть разные:
«В стране Ударения»
«Королевство Орфография»
«Сказка об Имени существительном» и т.д.
Например, «Сказка о том, как Винни - Пух напугал друзей». «Это произошло в сказочном лесу. Там жили: Винни-Пух, Ослик, Пятачок, Кролик, Сова. Кролик пришёл к Винни-Пуху, но не застал его дома, а нашёл записку: «Я ушолобалдевать знаниями щасвирнусь». Ну и озадачен был Кролик! Он пошёл к Ослику, Пятачку и Сове, чтобы разобраться всем вместе в этой записке. Ослик решил, что Винни-Пух от знаний сошёл с ума. Пятачок подумал, что Винни-Пух ушёл с каким-то Щасвирнусь. Все стали беспокоиться.
Винни-Пух написал как слышит и думал что его поймут. Ведь когда слышат, понимают. Сова долго молчала, глядя на записку, а потом взяла карандаш и написала: « Я ушёл овладевать знаниями. Сейчас вернусь». Сова была мудрой и расшифровала письмо. Все успокоились».Составление ребусов и кроссвордов.
Это задание творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его ребятам для разгадывания.
Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. Используется при обучении техники письма и каллиграфии; при обучении орфографии – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два вида списывания: списывание несложное (с готового текста) и списывание осложнённое, т.е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые орфограммы; списать и вставить пропущенные буквы; списать и изменить текст – изменить время глаголов, число имён существительных и т. д.
Творческое списывание
Обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи.
Например, даётся текст: Кончилась … ночь. Занимается над лесом … заря. Над … полянами стелется … туман. … роса покрыла листву на деревьях.
Таким образом, данные виды работ благотворно влияют на общий уровень культуры учащихся, их коммуникативные компетенции и повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

Литература
А.С.Белкин. « Ситуация успеха. Как её создать». М.: « Просвещение» 1991
М.Р. Львов. « Словарь-справочник». М.: « Просвещение» 1988
В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский, В.И. Яковлева «Методика русского языка».
Н.М.Шанский. «В мире слов». М.: « Просвещение» 1978