Труд как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана
«Центр развития ребенка – детский сад «Василёк»









Труд как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.



















Автор:
Белоусова Ольга Александрова
Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад
«Василек»




Труд как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.

Дружба – форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. У детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения начинают складываться в процессе общения в группе детского сада. Начало детской дружбы – это ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его. При этом необходимо с большим вниманием относиться к самостоятельно возникающим объединениям у детей, к содержанию и формам их общения, искать пути в деятельности, позволяющие научить детей правильно взаимодействовать, общаться, дружить. Наряду с игрой, художественным творчеством, коллективный труд является одним из средств, способствующих развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Труд дает возможность ребенку проявлять реальную заботу о других людях, а так же прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Вместе с тем следует отметить, что часто в процессе руководства трудом педагоги в большей степени обращают внимание на формирование трудовых навыков, умение трудиться самостоятельно, поэтому, поиск эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дружеских взаимоотношений в процессе труда, является актуальным. Об этом говорили такие ученые как: В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Т. А. Репина.
Поэтому мы предположили, что коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, если:
в ходе труда педагог побуждает детей к взаимопомощи, поддержке;
при выполнении трудовой деятельности педагог учитывает симпатии детей друг к другу;
при обсуждении с детьми результатов труда педагог проводит анализ взаимоотношений их со сверстниками, дает положительную оценку взаимопомощи.
Была поставлена цель: формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования коллективного труда.
Объектом выступил процесс формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Предметом послужил коллективный труд как средство формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами являлись:
Изучить особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Показать эффективность использования коллективного труда в развитии дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе мы рассматривали дружбу как форму межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. По мнению Т. А. Марковой, дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Таким образом, дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений.
Поиск эффективных методов и приемов руководства коллективным трудом детей с целью развития у них дружеских взаимоотношений явился для нас педагогической проблемой и нашел свое отражение на формирующем этапе работы.
Свою работу мы начали с выявления знаний детей о взаимоотношениях в коллективном труде. Для этого была проведена беседа с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы: «Как ты любишь трудиться - один или вместе с товарищами?», Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?», «С кем ты любишь трудиться и почему?», «Расскажите, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду)».
Результаты беседы с детьми показали необходимость ведения плановой, систематической работы по формированию представлений о коллективном характере труда, его значимости, а так же о положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.
Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности мы составили перспективный план включения коллективного труда в воспитательно-образовательную работу с детьми. Определили вместе с детьми место хранения оборудования, сделали в нише полочки, где есть все необходимое для дежурного по столовой, в нижней части полочки для цветов расположили инвентарь по уходу за цветами и аквариумом.
Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится после дневного сна. В то же время организуем ручной коллективный труд. Индивидуальные поручения организуем в течение всего дня. В каждом отдельном случае выбирали наиболее удобное время для их выполнения. На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал. После обеда все дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их, после игр убирали игрушки.
Дети в большинстве своем были активны и дружны, трудолюбивы, организованы. Однако некоторые бывали излишне возбуждены, не всегда дружелюбны, порой допускали и грубость по отношению к товарищам, не умеющие сговариваться между собой. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе. Для этого необходима целенаправленная работа по этой проблеме, необходим индивидуальный подход к детям.
Учитывая индивидуальные особенности детей, мы разделили их условно на три подгруппы. В первую вошли дети умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, исполняющие задания быстро и аккуратно. С ними мы наметили дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.
Вторая подгруппа – это неуверенные робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или совместно с более активными товарищами, самостоятельно не распределяют обязанности.
Третья подгруппа – отнесли детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих дело до конца.
К выполнению намеченных задач мы приступили с начала года. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из первой и второй подгруппы, при этом учитывали не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу.
Во время дежурств по столовой иногда проводили своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй и третьей групп. У первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых – интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.
Малоактивным детям предлагали работу, которая представляет интерес для них, затем выполнить работу, которая может быть и не совсем интересной, но значимой для всего коллектива. Находили им совместную работу со сверстниками, старались объединить детей из разных подгрупп. Постепенно включали этих детей в коллективный труд.
Объединяя детей из разных подгрупп, мы преследовали две цели: формирование дружеских взаимоотношений и формирование трудовых навыков и умений, необходимых для коллективного труда. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Мы старались установить тесную взаимосвязь игровой и трудовой деятельности детей. Так коллективную уборку групповой комнаты превращали в игру-занятие. Например, игра-занятие «Служба быта», цель которой учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку; закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности; уметь давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом; учить любить физический труд, испытывать чувство удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен, от положительного результата деятельности; формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это было в работе с детьми второй группы. Таких детей мы лишний раз старались поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей третьей группы это вызывало желание не отстать, они старались не хуже других выполнить работу. Мы учили со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища.
Перед началом общей работы мы проводили беседу не только о том, что и как будем делать, но и как будем взаимодействовать – дружно помогая, друг другу. Разъясняли правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорились с товарищами, что если у кого-то что-то не получится, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам. Подчеркивали, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе.
В конце труда даем оценку работе каждого и всех вместе. При подведении итогов всегда объективны, учитываем индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оцениваем не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей даем в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Привлекает детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей.
Так мы стали практиковать систематическое проведение бесед о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности, как дружно сообща работали, оказывали помощь своим товарищам, за помощь оказывали знаки благодарности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение.
При уборке участка (от листьев, снега), так же вносим элементы игры. Например, предлагали разделиться на две бригады, выбрать бригадиров распределить обязанности. Гудят самосвалы, тарахтят бульдозеры. И пусть грузовик – это коробка, привязанная за веревочку, а бульдозер – грабли, это никого не смущает. Мы поддерживаем этот игровой настрой, скрашивая отдельные неудачи или обиды веселой шуткой, удачно подобранной пословицей, стихотворением:
«Метлу взяла, весь двор подмела,
Всюду нос метла совала,
но и я не отставала.
Приходите, поглядите,
хоть сориночку найдите!»
Е. Благинина
На следующем этапе нашей работы, направляя трудовую деятельность детей, мы основное внимание уделяли развитию у них организаторских навыков, старались больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Предлагали научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощряли возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей у нас было введено правило: «Научился работать, научи товарища». Это оказывало положительное влияние, как на «учителей», так и на обучающихся.
Убедившись, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитание, мы решили дать им новое, ответственное задание: шефство над малышами. Обычно, заранее, мы беседовали о том, чем и как занять малыша на прогулке, как помочь маленьким друзьям, какую игрушку им лучше сделать. В постоянном общении старших детей с младшими воспитывались такие ценные качества, как заботливость, чувство ответственности.
Наши дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Во время игр выяснилось, что для игр у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любят эти игры, то решили изготовить атрибуты самостоятельно. Стали думать, что из чего можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов своих игр.
К труду по поделке игрушек у детей большой интерес. В свободное время они охотно, по собственной инициативе делают различные поделки, часто изготавливают их в подарок своим маленьким товарищам, родителям. С большим интересом и желанием делают коллективные поделки (игрушки) для оформления групповой комнаты к празднику, новогодней елке, для оформления музыкального зала.
Перед трудом или после его окончания, в группе проводились нами этические беседы – это плановые подготовленные занятия с детьми. Примерные темы бесед: «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Учимся играть и работать дружно», «Чем порадовать маму», «Что такое дружба?», и т. д. Проводя беседы, мы использовали различные иллюстрации с ситуациями, потешки, пословицы и поговорки о дружбе и труде, использовали художественную литературу.
Применение художественного слова помогало воздействовать на сознание и нравственные чувства детей, тем самым, предоставляя возможность для самостоятельных действий.
Анализ народных произведений показал, как полезны потешки, пословицы и поговорки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание со всем, что его окружает. Большинство потешек, пословиц и поговорок создавалось в процессе труда на природе, в быту. Веками народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости и юмора. Потешки, пословицы и поговорки – оказывают нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, произведения поэтического искусства позволяют создать в общении с ребенком особо теплые, ласковые отношения. В них воплощается эмоциональная форма общения с маленьким ребенком, оказывающая особое воздействие на его умственное развитие.
С помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в коллективном труде мы отводили ознакомлению детей с трудом взрослых. Дали детям представления о взаимосвязи труда людей разных профессий путем чтения художественной литературы, просмотра телевизионных передач и т. д. Организовывали целевые прогулки, экскурсии, во время которых, имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворников, библиотекарей, поваров, продавцов и т.д.
Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, отражением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «библиотеку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.
После экскурсии на кухню, мы с детьми сами решили научиться приготовлению пищи, делали салаты, лепили вареники и т. д. Дети относились к приготовлению пищи по-разному. Сразу выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому, что работа для них была новой, но и потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое дело до конца.
Мы стремились создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывали им помощь, поддержку. Иногда это выражалось в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Несобранным, неусидчивым детям, старались показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Показывали им работы товарищей, привлекали в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у этих ребят выработалась усидчивость, внимательность, их изделия начали нравиться им самим.
В работе с детьми часто организовывали совместный труд с воспитателем, например, посев семян, замена воды в аквариуме, уборка цветников и т. д. Ранней весной мы вместе с детьми проводили осмотр цветников, очищали цветники и клумбы от прошлогоднего мусора. Готовили свои клумбы к посеву семян, проверяли наличие и состояние инвентаря. До начала весенних работ на участке детского сада мы проводили занятии по посадке семян и уходу за ними.
Развитию интереса и бережного отношения к растениям способствует выращивание их самими детьми. Так вместе мы провели занятие по посадке семян цветов. Накануне, вместе приготовили землю, выбрали камешки, разрыхлили, полили. Во время посева семян, сообщили, что появятся всходы и у нас будет своя рассада, которую мы высадим на нашу клумбу, и все вместе дружно будем ухаживать за нашими цветочками. Детей очень радовало появление всходов, а дежурные зарисовали посадки в альбом наблюдений.
В мае высадили цветы на клумбу, дети поливали их, рыхлили землю, помогали удобрять. В процессе труда на участке дети знакомились с полезными и вредными насекомыми. Мы рассказывали им, почему надо оберегать одних и уничтожать других. Так дети получали новые сведения о природе.
Вместе с детьми вели наблюдения за ростом цветов в разных световых условиях. Каждый день, выйдя на прогулку, они сначала бегут на солнечную сторону, затем на теневую и сообщают друг другу об увиденном, о замеченной разнице в росте растений, а при посадке весной, вспоминают, какие цветы любят солнце, какие тенелюбивы. Труд в цветнике организовали по-разному: дети работают сообща, то разделяются на подгруппы – одни выбирают сорняки, другие следом поправляют землю вокруг корневищ. При такой организации детям не надоедает трудиться, их не угнетает однообразие. Дети с интересом ухаживали за своей клумбой. Цветет наша клумба с весны до осени, радует всех жителей города и сами дети, ежедневно общаясь с природой, наслаждаются ею.
В то же время организуем совместные работы с родителями по благоустройству территории детского сада, и мы с детьми посильно трудимся вместе с родителями, вскапываем землю, сажаем цветы, сгребаем листья, меняем песок в песочнице. Одновременно мы разъясняем родителям важность трудового воспитания ребенка для всестороннего развития, вызываем желание выполнять работу совместно. Организуем дл них консультации, устраиваем выставки детских поделок, оформляем папки-передвижки.
Мы убеждены, что организация трудовой деятельности с учетом их индивидуальных особенностей позволила обеспечить систематическое участие каждого ребенка в практически полезных делах. Это дало положительные результаты в воспитании у детей трудолюбия, формирования дружеских взаимоотношений, ответственности. Так дети старшего дошкольного возраста научились по своей инициативе принимать участие в общем труде, стали проявлять заботу о товарищах, дружно, сообща трудиться, у них появилось чувство сопереживания коллективной радости. Проведенная работа подтвердила, что коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.







Список используемой литературы
Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Д.Е. Аксенов. – М.: Просвещение, 1983. – 336 с.
Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.
Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч. / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 413 с.
Козлова, С.А., Куликова, Т.С. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / С.А. Козлова, Т.С. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.
Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: 1968.
Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / Под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника саду [Текст]: Програм. метод. пособие / Л.В. Кулакова. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2005. – 143 с.
Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С. Буре. – М.: АПО, 1994. – 92 с.
Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст]: Опыт социально – психологического исследования] / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 240 с.
Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И.. Лисиной. – М.: Просвещение, 1974.
Смирнова, Е.О. Игры направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 73-76.
Смирнова, Е.О. Формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №9. – С. 68-74.
Смирнова, Е.О., Утробина, В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии – 1996. - №3. – С. 5-14.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.



















Мы дежурные сегодня. Мы с тобой трудиться будем,
Станем няне помогать Порученье не забудем.
Аккуратно и красиво Быстро справимся с работой
Все столы сервировать И пойдем играть с охотой.


Мы польем свои цветочки, Мыло пенится в водице,
Подрыхлим земельку. Не привыкли мы лениться!
Подоконники протрем, Будем мы всегда стирать,
А потом играть пойдем. Нашим мамам помогать.






Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский.

8 группа 001