Конспект занятия по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» в 1 классе


Конспект занятия
по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» в 1 классе
Тема: Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве.
Цель: Познакомить с целями и задачами курса «Культура добрососедства»; сформировать представление о том, с чего начинается Родина и о роли каждого человека в окружающем мире.
Оборудование: раздаточный материал: цветик-семицветик,
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Ребята, мир познания очень интересен. Вы уже познакомились с различными предметами и один из них – ознакомление с окружающим миром. Вы узнаете много интересного. Планета Земля, на которой мы с вами проживаем, очень красивая, таинственная и загадочная. Если посмотреть на нее из Космоса, то она будет похожа на разноцветный шар.
(Показ глобуса – модели Земли).

– Многие из вас знают, что насколько разнообразен мир животных и растений, настолько разнообразен мир людей, которые живут на нашей планете. Люди отличаются друг от друга не только по росту, по цвету кожи, глаз, волос, но и по характеру. Они говорят на разных языках, носят разную одежду, научились понимать друг друга, договариваться между собой. На Земле живут свыше 2000 народов, и каждый человек принадлежит к какой-либо национальности.
(Работа с таблицей № 1. Анализ иллюстраций с изображением людей в разных национальных костюмах).
– И хотя все люди очень разные, но всех их объединяет очень важное. Кто-то из вас смог бы дополнить мой рассказ и назвать, что же объединяет людей? (Внимание к окружающему миру, способность заботиться о людях, с которыми живут рядом, умение оказывать посильную помощь и т.п.). Действительно, человек очень разумное существо и его поступки должны соответствовать тому, о чем мы с вами только что говорили.
Обобщение: Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок должен подумать о том, действительно ли это поступок, достойный человека. От его поступков очень многое будет зависеть: научится ли он чему-либо полезному, вырастет ли он внимательным и заботливым, будет ли он здоровым, будут ли у него друзья.
III. Работа по теме.
1. Знакомство с целями и задачами курса.
– Сегодня у вас необычный день. Мы начинаем изучать еще один интересный предмет. Я хочу вас предупредить, что то, чем мы будем заниматься, спрятано в самом названии предмета. А это смогут определить только самые внимательные и самые любознательные. Послушайте, я назову его. Предмет этот называется «Культура добрососедства».
– Кто из вас уже догадался, с чем мы будем знакомиться на занятиях? (выслушиваем разные мнения).
– В каком слове вы нашли подсказку?
– Произнесите про себя слово «добрососедство».
– Какие два слова спрятались в нем? (добро, сосед).
– Так о чем мы будем беседовать на наших занятиях?
– Действительно, на наших занятиях мы будем вести беседы на очень важные темы, чтобы каждый из вас научился быть счастливым.
(Обобщение можно оформить в виде рисунка на доске – солнышко, каждый луч символизирует основные цели курса, который будет изучаться.)
Любить свою Родину, край, где ты родился
Учиться выходить из конфликтных ситуаций
С уважением относиться к старшим
Понимать, что каждый человек должен быть счастливым
Беречь свое здоровье и здоровье окружающих
Заботиться о своей семье
Помогать природе и заботиться о ней
Изучать историю своего края
Учиться строить добрые отношения со своими
соседями.

2. Обобщение.
– На каждом занятии вы будете учиться, как надо строить отношения с людьми, с окружающей вас природой. Вы научитесь быть более наблюдательными и внимательными ко всему, что происходит вокруг вас.
– А кого называют наблюдательными? (Кто видит то, что видят все и замечает то, что многие не замечают).
– А как вы понимаете слово «внимательный»?
– Развивая эти качества, вы научитесь анализировать то, что с вами происходит, делать выводы, планировать свои действия, искать ответы на вопросы, которые будут возникать. А их у вас будет очень много, и на них вы сами должны будете находить свои варианты ответов.
3. Учимся жить в добром соседстве
Я хочу поближе познакомиться с тобой и твоей семьей. Нарисуй фотографию своей семьи.
4. Цветик-семицветикЗагадай желания и раскрась в разные цвета столько лепестков, сколько желаний ты придумал.

4. Рассказ учителя.
– Мы живем на России, где трудятся люди разных национальностей и все они хотят, чтобы страна наша стала краше, богаче. А Родина начинается с края, где человек родился и проживает. Наш Крым – это не просто часть России. Это волшебный край. И чтобы вы больше узнали о месте, где вы проживаете, Крымуша принес вам эти журналы. (Дети рассматривают журналы).
– А еще Крымуша что-то хочет вам предложить. Прислушайтесь… И знаете, что он вам предлагает? Он предлагает вам свою дружбу.
– А что значит дружить?
– Кого называют настоящим другом?
– А хотите ли вы узнать жизненные принципы Крымуши?
5. Тренинг «Дарите тепло».
– Почему некоторых людей сравнивают с солнышком?
– А знаете ли вы, что в груди у каждого человека есть солнышко? Оно пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Мысленно пошли эти лучи всем, протяни их, как теплые ладони, как знак дружбы. И пожелай им всего доброго (мысленно).
– Поделись на ушко соседу, что ты пожелал своим друзьям… Посылай теплые лучи всем знакомым и незнакомым людям, всем зверюшкам, и птицам, букашкам, рыбам – всему живому и ты убедишься, что это тепло вернется к тебе и ты будешь очень счастливым в этом мире.
lV. Подведение итогов.