«Роль семьи в формировании у дошкольника уважения к детям разных национальностей»


Консультация для педагогов
«Роль семьи в формировании у дошкольника уважения к детям разных национальностей»
«Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, с детьми разных национальностей. Оно положительно влияет на человека, преображает его, возвышает, возвращает в более гармоничное состояние.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности. В этом плане остро встает задача – освещение жизни представителей разных национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия, ценностей семьи. Дети, с раннего возраста воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе.
Работая с детьми по воспитанию толерантного отношения к людям другой национальности необходимо внести в их сознание образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Понятие толерантность должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Формы работы с семьями могут быть самыми разнообразными, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, консультации, фотовыставки, семейные праздники, экскурсии, в группах фольклорные развлечения с участием родителей, индивидуальные беседы с родителями.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много – средства массовой информации, социальное окружение детей, а также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
Помощь родителей для достижения целей по формированию у дошкольников уважения к детям разных национальностей, является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители могут оказывать помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.
Чтобы сформировать личность для последующей успешной жизнедеятельности в условиях неоднородной этнической среды необходимо организовать в группах развивающую предметную среду этнокультурной направленности, собрать материалы: дидактические пособия и игры, что является важным условием формирования этнокультурной осведомленности детей, игровые атрибуты; рукотворный наглядный материал. Чувство симпатии к ребятам других национальностей способствуют куклы в национальных костюмах. Костюм – явление культуры тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями через знакомство с костюмом вполне можно представить образ человека того времени. Исторический костюм связан с религиозными представлениями многовековой обрядовой традицией.
Предметная среда должна соответствовать принципу разнообразия (сказки народов, картины и иллюстрации, выставки детских работ, костюмы, куклы и образцы в национальных костюмах, открытки, фотографии, орнаменты элементов национальных костюмов для сюжетно-ролевых игр, предметы быта.
Для формирования знаний основ культуры других народов в учебно-воспитательном процессе используют разные формы, включающие различные виды деятельности: проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Русские народные подвижные игры, проведение русских народных праздников, например, таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем; изучение народных праздников стран-соседей.
Таким образом, совместная работа педагогов и родителей, позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь. Ведь именно семья является первым источником традиций. В семье ребенок учится общаться, слушать и уважать мнение других, с терпением и бережливостью относиться к своим близким. Именно семья формирует идеалы и общественно-социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию у дошкольников уважения к детям разных национальностей.