Урок общего фортепиано на тему: Подведение итогов II четверти, знакомство с произведением на каникулы Л.Моцарта «Менуэт».


МБУ ДО «Детская музыкальная школа с. Тастуба»
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
План - конспект открытого урока
по предмету «общее фортепиано»
с ученицей хорового отделения 2-го года обучения
на тему: Подведение итогов II четверти, знакомство с произведением на каникулы Л.Моцарта «Менуэт».

Провела: Скороходова А.Е.
с. Тастуба 2016г.
Тема: Подведение итогов II четверти, знакомство с произведением на каникулы Л.Моцарта «Менуэт».
Тип урока: комбинированный.
Исполнители: ученица 2-го класса хорового отделения и ученица 4-го класса хорового отделения.
Цели урока: показать какими знаниями, умениями и навыками владеет учащаяся 2-го класса, закрепить все эти полученные знания и познакомится с музыкальным произведением для домашней работы на каникулах.
Задачи урока:
воспитательная:
1. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
2.Воспитание внутренней потребности к духовной стороне жизни.
3. Воспитание интереса к классической музыке.
образовательная:
1. Закрепить полученные знания, умения и навыки.
2. Расширить понятия о классической музыке.
3.Разобрать музыкальное произведение
развивающая:
1. Развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.
2. Развитие координации движений.
3.Развитие представлений о музыке 18 века.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия;
-развитие мышления.
Оборудование: фортепиано, 2 стула, ноутбук, наглядное пособие оформлено в виде презентации, портрет Л. Моцарта, ноты, проектор.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Плавники рыб».
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных произведений, слушанием музыки и знакомством с новым произведением).
Предварительная подготовка:
- разучивание музыкальных произведений;
- работа над гаммой До – мажор;
-работа над упражнением «Танкист» по Ш.Ганону;
- работа над произведением «Мелодия» из к/ф Крестный отец.
Репертуарный план урока:
1. Гамма До мажор.
2. Упражнением «Танкист» по Ш. Ганону.
3. «Мелодия» из к/ф Крестный отец.
4. «Менуэт» Л.Моцарт.
 Структура урока:
I  Организационный этап:
а) приветствие;
б) сообщение  цели и хода работы на уроке.
II  Основная часть урока:
а)  разминка - упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.
б) проверка домашнего задания;
в) подведение итогов II четверти;
г) краткая информация о композиторе произведения и о музыке 18 века;
д) знакомство с музыкальным произведением (показ произведения учащейся 4 класса хорового отделения, краткий музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения, ритмический рисунок)
III  Заключительный этап:
а) оценка;
б) домашнее задание.
Ход урока:
I  Организационный этап:
а) Приветствие. Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока: Подведение итогов II четверти, знакомство с произведением на каникулы Л.Моцарта «Менуэт».
Цель: показать какими знаниями, умениями и навыками владеет учащаяся 2-го класса, закрепить все эти полученные знания и познакомится с музыкальным произведением для домашней работы на каникулах.
II  Основная часть урока:
а) Разминка.
-Упражнение 1 «Шалтай – болтай». Встать прямо. Опустить руки свободно в низ, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинаем покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в сторону. Одновременно с этим наклон увеличиваем, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаемся к исходному положению. (2-3 подхода)
-Упражнение 2. Разводим руки в стороны. Освободим мышцы спины, шеи и плеч, дадим всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно поднимаемся принимая исходное положение.
-Посадка за инструмент.
- Гимнастика для пальцев.
1. Домик - Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
2.Параход - Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (какковшик), а большие пальцы подняты вверх.
3. Грабли - ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.
4. Зайчик – 2,5 палец подняты вверх, а 1 палец наложен на 3,4 сверху.
5. Лиса – 2,5 палец подняты вверх, а 1 палец касается с 3,4 подушечками.
6. Черепаха- поставить все 5 пальцев подушечками на плоскую поверхность образуя как бы круг. 3 палец поднять это голова черепахи, а остальные это ноги. Пробовать топать ногами.
7. Мышка- 2,3,4 пальцы соединить подушечками друг к другу в вытянутом положении. 5палец поднять вверх это хвостик.
-Упражнение 3. «Радуга»
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
- Нарисуем ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуем правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
-Упражнение 4. «Говорящие пальцы».
Запомни стишок:
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш! Кыш! Кыш!
Проговорим – простучим стишок такими пальцами:
1        1    2       2       1        1     3        3
 1       1   4       4       1        1      5       5            
1        2       3       4        
-Пальчиковая игра 5: « Волшебный платок». Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой
-Упражнение 7. «На растягивание рук»
-Упражнение 8. «На выворотность руки»
- Упражнение 8. «Гамма да – мажор» на одну октаву.
Играем каждой рукой отдельно в 1октаву в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .
- Упражнения по Ш. Ганону, на гибкость кисти и на умение охватить одним движением кистевым сразу же несколько нот (опора на первую ноту, на первый палец получается настоящий бросок. Кисть сначала идет вниз потом вверх, локоть при этом тоже работает, он не должен быть прижатым к телу, когда запястье вверх, тогда и локоть.
- Таня сейчас я прошу тебя исполнить любимую мелодию! (играет)
-Таня, скажи, пожалуйста, что ты за произведение нам сыграла?
- Это «Мелодия» из кинофильма «Крестный отец» (это к/ф, ганстерская сага, о мафии)
- Проверка домашнего задания. Таня для тебя было домашнее задание. Ты должна была подготовить рассказ, характеристику об этом произведении.
-Композитор - Нино Рота (Nino Rota) и Эннио Морриконе написали ее в 1961г. Здесь раскрыта Тема любви. Это итальянская музыка. На неё есть даже написанные слова.
Слова - Дмитриевы Лариса и ЛевМне хорошо с тобою было и легко.Казалось чувство бесконечно глубоко.Но время шло, всё размело,И расставанье неизбежное пришло.Лишь в сердце память прошлого живётИ мне покоя не даёт.С того мгновенья вёсен бурных не терплю.Все эти годы я по-прежнему люблю.Живу тобой, храню мечты.Моя любовь, моя надежда - только ты.
- Таня дай характеристику музыки?
- Грустная, страдающая, темп - медленная, глубокая, душевная, динамика – громкая (форте) и иногда тихая (пиано).
-Подведение итогов.
-Таня, ты занимаешься об. фор-но 2-ой год. Сейчас ты показала все свои знания, умения и навыки. Нам есть еще с тобой над чем поработать и есть чему учиться. Результаты твоей плодотворной работы, я отправила на дистанционный всероссийский творческий конкурс «Рассударики». И в номинации «Вокальное и музыкальное творчество» ты получила Диплом Победителя III степени. С чем я тебя и поздравляю.
- Далее я предлагаю разобрать твоё произведение на каникулы - «Менуэт», Л.Моцарта.
-Знакомство с музыкой 18 века и композитором Леопольдом Моцортом.(видео с 2,30 минуты)
- Именно в 18 веке произошли большие изменения культуре 18 века. И именно с приходом к власти Петра I произошел большой толчок развития всего светского искусства. При императорском дворе, а затем и в домах вельмож стали появляться музыкальные вечера, так называемые «Асамблеи». Которые могли посетить все желающие. Самыми популярными в домашних концертах были различные танцевальные пьесы - различные менуэты, полонезы, экосезы.
Л-идером среди танцев был МЕНУЭТ. Он был лучшим среди лучших! Поклонники в пудреных париках, в нарядах, похожих на кремовые торты, аплодируют герою бала – менуэту.
-Что сказать о технике менуэта? Это какая-то церемония галантных затейливых приветствий: кавалеры расшаркиваются, кланяются, дамы приседают в реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую фигуру S. За мелкий шаг он и прозван менуэт.
- и одним из таких менуэтов был написан Л. Моцртом.
- (Леопольд Моцарт (Mozart) (14.11.1719)- австрийский композитор и скрипач. Отец Вольфганга Амадея Моцарта. Обучался в аугсбургской гимназии, где получил широкое общее образование и научился играть на скрипке и органе.
Л.Моцарт был придворным композитором, а с 1763 года – вице - капельмейстером. Он занимался также педагогической деятельностью и был первым учителем музыки своего сына, которого обучал игре на фортепиано, органе и скрипке. И как раз вот этот менуэт мы будем и разучивать.
-прослушивание или просмотр менуэта на компьютере
-Прослушивание Менуэта в исполнении учащейся 4 класса Рахимовой Дианы
-Следя за нотным текстом постарайся определить характер произведения, количество частей и основные выразительные средства, использованные композитором
-разбор произведения по характеристикам музыкальной выразительности
1. Из скольких частей состоит произведение? (из трех)
2. Что ещё есть в произведении? Что означает 1 срока, а что 2-я? (что в нём есть мелодия и аккомпанемент)
3. Какой темп у произведения? (умеренный)
4. Определи размер? (размер 3/4) – попробуем просчитать мелодию, верхнюю строку в первой музыкальной фразе.
-Ритм 1и-2-и-3-и-1и-2и-3и, попробуем прохлопать со счётом.
-Попробуем разделить на музыкальные фразы? Назовем ноты 1 музыкальной фразы? Найдем их на инструменте.
- Играем правой рукой под счёт 1и-2и-3и музыкальную фразу
-Сыграем правой рукой, молча, выделив сильную долю каждого такта. (Сильная доля в начале)
-Физкультминутка.
Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
5. посмотреть звуки альтерации – диез, бемоль, объяснить что это. Еще есть в произведении диминуэндо > (уменьшение силы звука) и крещендо < (усиление звукf/
6. Давай рассмотрим динамику произведения ( mf- метсо фрте – умеренно громко; f – форте- громко; p- пиано- тихо)
7. А что означают дугообразные лини, для чего они нам? (это легато, для слитно проигрывания музыкальной фразы.
8. Еще какие есть нюансы? Есть акцент, галочка над нотой, нужно выделить, как бы поставить ударение, сыграть громко.
9.еше есть один штрих, черточка над нотой, она называется деташе.
- Все знаки альтерации разобрали, попробуем сыграть выученную музыкальную фразу.
-Подведём Итоги урока
-познакомились с произведением Моцарта, и разучили несколько музыкальных фраз. Сделали разбор произведение.
-домашнее задание. Разобрать отдельно правой и левой рукой.
-оценивание урока учащимся, выявить что получилось, а что не очень.
-Оценивание преподавателем.