Решение проблемы социального партнерства ДОУ района в рамках проекта « Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО»


Методическая разработка: Решение проблемы социального партнерства ДОУ района в рамках проекта « Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО»

Бубенчикова Нина Николаевна
методист МКУ
«Информационно – методический центр»
Краснозерского района Новосибирской области
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций. Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
– партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);
– партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защитысемьи и детей);
– партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и другие.
Перечисленные выше и подобные им формы и уровни социального партнерства имеют полное право на существование.
Достаточно ясным представляется, что для дошкольных учреждений в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Поэтому в 2013г. году в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом района и области усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения был запущен долгосрочный проект « Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО».
ЦЕЛЬ:
Создание системы партнерства ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
1.Разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами.
2.Создать условия позитивного изменения ДОУ района в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями.
3.Установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для ДОУ, так и сообщества) общественного окружения.
4.Развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
5.Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе ДОУ.
6.Формировать положительный имидж ДОУ в местном социуме.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
* Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
* Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
* Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
*Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов района.
*Создание условий для профессионального развития педагогов ДОУ в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада.
* Обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности ДОУ.
*Создание единой воспитательной системы:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых.
КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установление коммуникаций между детским садом и социумом;
- обязательность исполнения договоренности;
- ответственность за нарушение соглашений.
Коллективы наших дошкольных учреждений района строят связи с социумом на основе следующих принципов:
1.Учета запросов общественности.
2.Принятия политики учреждения социумом.
3.Формирование содержания обязанностей учреждения и социума.
4.Сохранение имиджа учреждения в обществе.
5.Установление коммуникаций между учреждением и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Одним из самых важных и ближайших партнёров дошкольных образовательных учреждений являются родители наших воспитанников.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения.
Переход от формального (ограничивающего) к продуктивному, развивающему взаимодействию, возможен, если, коллектив образовательного учреждения будет способен решать проблемы настоящего времени, организовывать ситуации появления идей для решения проблем. Важно осознание взаимодействия как процесса двустороннего, циклического. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием. Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно - образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребёнка, может быть обеспечено привлечением их в органы самоуправления. Они становятся участниками управляющей структуры дошкольного учреждения. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности.
В нашем районе на протяжении последних двух лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает их участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса. Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области. Система сетевого взаимодействия имеет возможность использования помещений школ, Дома детского творчества, дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей ДОУ района, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу дошкольных учреждений с такими социальными институтами: школы, Дом детского творчества, ДЮСШ, картинная галерея, Краснозерский и Петропавловский краеведческий музеи, ГИБДД, отделение пожарной охраны, детская поликлиника, районная детская библиотека и культурно – досуговые центры.
Организация социокультурной связи между дошкольными учреждениями района и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.