Разработка урока внеурочной деятельности Как люди учились считать

Логика 3 класс.
Тема: «Как люди учились считать?»

Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения чисел.
Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
1. Развивать творчество и любознательность.
2. Воспитывать потребность в самостоятельном приобретении знаний, культуру мышления.
3. Развивать вычислительные навыки.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, авторская работа – презентация «Как люди научились считать».
План.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Беседа.
(Показ 1 слайда)
(Показ 2 слайда)
Первым людям, которые жили на Земле тысячи лет назад, было очень трудно научиться считать.
Природные недостатки, преимущества и зависимость людей друг от друга связали и объединили их в племена, и с появлением устной речи древний человек стал человеком мыслящим. Первобытные люди представляли себе только конкретное количество каких-то определенных предметов. Например, пять пальцев, две руки, два глаза. Понятие о числе у разных народов Земли развивалось по-разному. Так у аборигенов Австралии имелось только три численных понятия: один, два и три, и для того, чтобы сказать пять, они говорили два и три. Все, что превосходило это понятие они называли просто словом много. Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, и вместо того, чтобы сказать две коровы, они говорят корова – корова, а если коров больше, - много коров.
Постепенно у людей стала развиваться письменность. Цифры, условные знаки для обозначения чисел, в древнее время у разных народов имели различное начертание. (Показ 3 слайда).
История Древнего Египта насчитывает несколько десятков тысячелетий - с 5000 г. до н.э. до IV в. н.э. В Египте жил послушный, терпеливый, трудолюбивый, упорный и выносливый народ. Египтяне смогли создать мощное, процветающее государство. Единственное, чего не смогли сделать древние египтяне, - развить свое иероглифическое письмо. И это было одной из загадок Древнего Египта. Египтяне, не развив свою письменность, удивительным образом смогли достичь больших успехов в арифметике, геометрии и других точных науках. В Древнем Египте считали десятками, но значки обозначавшие числа, использовались только для разрядов. (Показ 4 слайда).
Древние греки были хорошими моряками и быстро усваивали знания, привезенные из других стран. В Древней Греции развивался демократический строй. Их умения рассуждать и доказывать повлияло на развитие страны и народов. (Показ 5 слайда).
(Показ 6 слайда). Именно в Греции появилось название науки арифметика (в переводе – простейшие действия, производимые с числами).
Первые мореплаватели передали эстафету открытий народам Европы. Без математики не могла развиваться ни одна наука, в которой требуется производить вычисления. (Показ 7, 8, 9 слайдов).
Первый славянский алфавит был создан Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Первые числа записывались с помощью этого алфавита. (Показ 10 слайда). (Показ 11 слайда).
Мир первобытных людей был населен страхами. (Показ 12 слайда).
у ацтеков, народа, живущего на территории современной Мексики в Х – ХVI в н.э., число 4 было священным: 4 дня продолжался путь умерших на небо и 4 года душа проходила испытания. Люди считали по12 и это называли дюжина. Число 12 считалось счастливым и, как считали древние математики, за ним должно прийти несчастливое число. (Показ 13 слайда).
Пифагор считал, что миром правят числа. Созданная им в V веке до н.э. школа, рассматривала числа, как нечто духовное, божественное, несущее человеку добро и зло, счастье и несчастье.
Пифагорейцы самым главным числом считали единицу – основу всех чисел, основу жизни. Число 7 стало священным и магическим. До наших дней дошли поговорки и выражения:
семеро с ложкой – один с сошкой,
семь бед – один ответ и т.д.
Конкурс.
Мы познакомились с тем, как люди научились считать, а сейчас проведем небольшой конкурс «По тропинкам математики».
Разобьемся на 2 команды.
I тур
В туре первом мы узнаем,
Кто же лучше вычисляет?
Я задачки прочитаю.
Кто быстрее сосчитает?
- Чему равно произведение всех цифр? (0).
- Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (100).
- На пруду росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось, и на 18-й день зарос весь пруд. На какой день заросла половина пруда? (На 17-й день.)
- Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат?

II тур
Тур второй мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку вам награда.
Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старушка.)
Что легче пуд соли или пуд ваты? (Одинаково.)
Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (Двенадцать.)
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)
6. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, одновременно из Петербурга в Москву вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Оба одинаково.)
7. Бревно распилили на четыре части. Сколько сделали распилов? (3.)
8. Разделить число 10 пополам так, чтобы получилась единица. («Распилив» пополам, получим 13 EMBED Equation.3 141510/10 = 1).

III тур
Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4.)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг.)
Шоколадка стоит 6 руб. и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (6 руб.)
Есть 2 сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо поджарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина поджаривается 1 мин. За какое наименьшее время это можно сделать? (За 4 мин.)

IV тур
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
И четвертый тур игра!
1. «Каждой руке свое дело». Правая рука чертит окружность, левая треугольник.
2. (на внимание). Представители от каждой команды считают до 30. Вместо чисел, кратных 3, произносят: «Не собьюсь».

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Итог урока.
- Что нового, интересного узнали?








Урок №1

13PAGE \* MERGEFORMAT14115