Как люди учились считать


Общие сведения
Автор и руководитель проекта
Фамилия, имя, отчество Мулика Елена Юрьевна
Регион Краснодарский край
Населённый пункт, в котором находится школа /ОУ с. Воронцовка
Номер и/или название школы /ОУ ГБОУ школа - интернат
Описание проекта
Название темы «Как люди научились считать»
Актуальность проекта Неотъемлемым звеном в общей системе математической подготовки учащихся является внеклассная работа.
Внеклассная работа по предмету имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она прививает любовь к предмету математики, способствует расширению и углублению математических знаний, приобретенных в основном курсе, выработке необходимых для дальнейшей социализации практических умений и навыков.
Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Ни для кого не секрет, что всюду и повсеместно каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами: день недели, номер автомобиля, магазинный ценник, штрих-код на книжной обложке, количество калорий в пирожном и сколько дней осталось до каникул?.. Вся наша бытность состоит из арифметики, простой или сложной, у нас есть счастливые числа и памятные даты и мы не мыслим свою жизнь без количественной системы счисления. Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.
Цель повышение интереса к изучению математики
Задачи *совершенствовать навыки работы с информацией;
*познакомиться с историей возникновения счёта;
*узнать, как люди разных народов записывали числа;
*воспитывать умение работать в коллективе;
*развивать творческие способности учащихся при создании презентации, выполнении рисунков, альбома;
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос Зачем людям нужны числа?
Проблемные вопросы учебной темы Как люди научились считать?
Как возникли арабские числа?
Как числа влияют на нашу жизнь?
Учебные вопросы Что такое число?
Какие символы используют для записи чисел?
Сколько цифр существует в математике?
Какие числа мы используем на уроках?
Целевая группа Учащиеся 5 класс
Координаторы проекта Воспитатели 3 группы
Конечный продукт, ожидаемые результаты Создание презентации и альбома цифр
Создание справочного пособия «Арифметика – наука числительная»
Сроки реализации 01.10.15. – 25.12.15.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Материалы на печатной основе *Г. И. Глейзер, История математики в школе, 1964
*Я иду на урок математики.5класс: Книга для учителя. М.: Издательство "Олимп", "Первое сентября".1999.
*Мир чисел. Занимательные рассказы о математике.-С-Пб.:МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.
*В.П. Труднев «Считай, смекай, отгадывай»; - М., 1973
Интернет - ресурсы http://ww.wikipedia.orghttp://ru.wikipedia.orghttp://portfolio.1september.ruhttp://animashky.ru/http://www.numbers.netai.ruhttp://www.nummagic.infohttp://www.megalink.ru/~agb/n/numerat.htmhttp://goldlara.narod.ruhttp://school-collection.edu.ruДругие ресурсы компьютер
принтер
проекционная система
Содержание проекта
Проект реализуется в рамках учебного предмета математики. В этом проекте учащиеся проследят за историей возникновения чисел, как люди научились считать, как числа влияют на нашу жизнь, узнают, какие системы исчислений существуют. Учащиеся будут работать в группе, совместно анализируя данные исследований. В результате проведения проекта учащиеся получат представление об истории возникновения чисел.
Числа сопровождают нашу жизнь повсюду, а задумывались ли мы, что пытаясь подсчитать количество яблок в килограмме, сколько остановок нам ехать до дома, или сколько ступенек до нашего этажа, используем как раз натуральные числа. История возникновения натуральных чисел берет свое начало еще с первобытного общества. Тогда, конечно, оно возникло в самом простейшем виде, но вместе с человечеством развивались и числа. Первобытным людям не у кого было учиться счету. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Они научились выделять один предмет из множества других и говорили: «один» и «много».Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели человека к представлению о числе два. Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре, пять, шесть и т.д. Учиться считать требовала жизнь.
Проект даёт возможность учащимся осознать, что изучение вопроса возникновения числа обусловлено потребностями практики, способствует развитию межпредметных связей, развитию творчества и познавательных способностей. Изучение теоретического материала, проведение практических исследований будет полезно обучающимся для формирования понятия числа. Проект направлен на развитие информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, что является актуальным для современного общества. Организация групповой формы работы над проектом даёт возможность решать такие важные проблемы, как:
недостаточность общения учащихся;
недостаточность сотрудничества и взаимопомощи на уроке.
В ходе проекта учащиеся будут закреплять навыки поиска и анализа информации в различных источниках (как печатных, так и Интернет-ресурсах), развивать умение создавать мультимедийную презентацию в PowerPoint; приобретут бесценный опыт взаимодействия в группе и публичного представления продуктов своей деятельности в проекте:
Презентация «Как люди научились считать»
Буклет для родителей с информацией о проекте
Выпуск газет «В мире чисел»
Создание красочного альбома «Цифры разных народов»
Альбом «Великие о математике» с высказываниями великих людей о математике.
Работа ведётся под руководством учителя с привлечением воспитателей, библиотекаря. Результаты работы оформляются воспитанниками под руководством педагога.
Участие в данном проекте повышает интерес к изучению математики, создаёт эффект личностного причастия школьников к учебному процессу, является источником творчества учащихся, основой их ответственности и действенного отношения к учению.
ПО завершению проекта проводится выставка работ по проекту, с приглашением администрации школы, учителей, воспитателей и учащихся школы. В ходе мероприятия учащиеся с помощью учителя математики должны продемонстрировать знания, умения и навыки, приобретённые в процессе учебного проекта, рассказать о том, что было самым интересным в ходе работы, В процессе реализации данного проекта дети вместе с учителем представят презентацию, поделятся впечатлениями.
План реализации проекта
Этапы Мероприятия Сроки Ответственные
I
подготовительный 1.Фронтальная беседа с учащимися о предстоящей работе, мотивация их на участие в проекте.
2.Определение целей и задач проектной деятельности.
3.Разработка плана реализации проекта.
4. Изготовление буклета для родителей об участии детей в проектной деятельности по математике. 01.10.15.
06.10.
06.10. – 10.10.
12.10. – 16.10.
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
II
основной 1.Изучение литературы, интернет - ресурсов по тематике проекта.
2.Подбор необходимых материалов для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
3.Создание презентации «Как люди научились считать»
4. Выпуск математических бюллетеней «Цифра разных народов»
5. Создание альбома «Великие о математике» с высказываниями великих людей о математике.
6. Изготовление красочного альбома «Цифры разных народов»
7. Изготовление книжки – раскраски «Весёлые цифры» 19.10. – 30.10.
19.10. – 30.10.
11.11. – 18.11.
10.11. – 19.12.
10.11. – 19.12.
10.11. – 19.12.
10.11. – 19.12.
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
воспитатели
III
заключительный Подведение итогов реализации проекта (выставка):
*Математические бюллетени «Цифры разных народов»
*Красочный альбом «Цифры разных народов»
*Альбом «Великие о математике» с портретами и высказываниями великих людей о математике.
*Презентация «Как люди научились считать» (для учащихся 2 – 6 классов)
Самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту (отчёт) 14.12. – 19.12.
17.12. – 19.12.
21.21. – 25.12. Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Е.Ю. Мулика
Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемые результаты проекта Показатели эффективности Источники получения данных 
Воспитание глубокого разностороннего интереса к математике Повышение мотивации к изучению математики
Анкетирование
(до и после работы над проектом)
Наличие заявленных материалов по проекту *Презентация «Как люди научились считать»
*Буклет для родителей с информацией о проекте
*Выпуск математических бюллетеней «Цифры разных народов»
*Альбом «Великие о математике» с высказываниями великих людей о математике. Презентация
Буклет
Фотоотчёт, папка с материалами
Альбом
Сплочение детского коллектива Создание красочного альбома «Цифры разных народов»
* Книжка – раскраска «Весёлые цифры» Альбом «Цифры разных народов»
Книжка – раскраска
IV. Информирование о деятельности по проекту и его результатах
Информирование о деятельности проекта будет осуществляться посредством:
объявления на стенде «Информация»,
распространения на электронных носителях методических материалов проекта;
изготовление буклета для родителей о проектной деятельности учащихся;
размещения отчета о реализации проекта на сайте школы.