Классный час Как учились на Руси


Сценарий классного часа «Как учились на Руси»
Цель: Воспитание интереса к профессии
Задачи:
1) Изучение истории появления первых школ на Руси
2) Анализ принципов организации школьного образования в древней Руси.
3) Приобщение к духовным и нравственным ценностям общества.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1. Эпиграф: «... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле»
Из книги "Стоглав"
Книга "Стоглав" - собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах. В ней содержатся разделы, говорящие об образовании.
Сегодня мы с вами поговорим об организации школьного образования в древней Руси.
2. Интерактивная беседа
Как вы думаете, когда на Руси появились первые школы?
Чему учили в них детей?
Кто были первые учителя?
Сколько времени длилось обучение?
Кто мог обучаться в школе?
3. Презентация «Как учили грамоте на Руси»
История появления первых школ, согласно летописям
Первые учебники
Первые учителя
Учебные предметы
Школьный день
Анализ материала презентации по вопросам, составленным выступающими.
4. Деловая игра «Урок в древней русской школе»
Демонстрация фрагментов уроков, составленных студентами на основе книги "Азбуковник":
изучение грамоты
урок арифметики
5. Анализ рассмотренных занятий по вопросам:
Обязанности учеников
Роль учителя
Как обучали грамоте
Как обучали счету
Как обучали письму
Какое отношение было к книгам
Какими были наказания
Кто вел управление школой
Как поддерживалась дисциплина
Методы работы с неуспевающими учениками
6. Представление проектов «Первый букварь»
Букварь Ивана Федорова
Букварь Василия БурцоваБукварь Симеона ПолоцкогоБукварь Кариона Истомина
7. Работа с карточками по составлению слов из букв древнерусской азбуки.
Знакомство с кирилловской цифирью.
4. Рефлексия:
Зачитайте составленные вами слова.
Как вы считаете, из каких букв легче составить слово, из современной азбуки или из древней?
Как вы считаете, облегчало ли запоминание обозначение цифр и чисел знаками алфавита?
Каковы отличия в древнерусских букварях?
Выскажите свое отношение к организации обучения в древней Руси.
Чем похожи и чем отличаются уроки в современной и древнерусской школах?
5. Заключение.
Мы познакомились с организацией обучения в древней Руси, совершили путешествие во времени, и собственными глазами увидели ушедшую жизнь. Многое узнали о школе древней Руси и увидели преемственность между древнерусской и современной школами.