Конспект урока по окружающему миру 2 класс Невидимые нити


Невидимые нити
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст (стихотворение); делать выводы из изученного материала.
Оборудование: листочки с вопросами для работы в группах; у учащихся — стрелки из цветной бумаги.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
- Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха — пресмыкающееся).
У маленькой животинкиСто серебристых
Монеток на спинке. (Рыба.)
Лежит веревка,
Шипит, плутовка,
Брать ее опасно —
Укусит. Ясно? (Змея — пресмыкающееся.)
Деловитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела — насекомое.)
У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота. (Цапля — птица.}-Кто дома сравнил жабу и лягушку? Поделитесь своим открытием.
-Кто узнал о каком-либо животном? (Заслушиваются сообщения учащихся. Можно использовать КИМы(тест14, с. 20).)
III.Самоопределение к деятельности
-Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. (Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)
Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями с дуба.}Что произошло бы с лесом, если бы исчезли осины, волки? (Ответы детей.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Невидимые нити.)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что называют невидимыми нитями.)
А что говорит Муравьишка? Прочитайте.
IV.Работа по теме урока
(Учитель или подготовленные ученики читают рассказ на с. 64—65 учебника.)
О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
Как можно озаглавить этот рассказ? («Доброе» дело. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Лес и человек. Как лес людям отомстил.)Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? (Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.)
Как вы думаете, чем это все закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)Прочитайте задание на с. 65. Выполните его в парах.
Какие связи вы увидели? (Примерный ответ. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2. Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда. 3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.)•Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.)
Действительно, божья коровка - отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей.
•Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.)
В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
V.Физкультминутка
Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять без слов, а только с помощью жестов.
Покажите жестами то, о чем я сейчас буду говорить.
Ярко светит солнце.
(Учащиеся расставляют пальцы и соединяют ладони.)
•Растут цветы.
(Учащиеся соединяют локти и раскрывают ладони.)
Рядом с полянкой бежит ручеек. (Учащиеся руками изображают волны.)
На цветок садится красивая бабочка.
(Учащиеся раскрывают ладони, соединив большие пальцы.)
VI.Продолжение работы по теме урока
1.Моделирование
— Предложите способ изображения связей с помощью моделей. (Например, с помощью стрелок из цветной бумаги.) (Эту работу можно проводить в группах.)
2.Работа по учебнику
(Класс делится на группы. Подготовленный ученик или учитель читают стихотворение Б. Заходера на с. 66—67. Учитель заранее готовит на отдельных листочках вопросы к стихотворению для каждой группы. Учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на выбранный вопрос.)Вопросы
Докажите, что человеку нужны мошки.
Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.
Почему без кошки у мышки не лучше делишки?
4. Почему ошибкой окажется, если кто-нибудь лишним покажется?
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1,2 (с. 24). (Самостоятельное выполнение.)
VII.Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).) .-Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII.Подведение итогов урока
Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?
Домашнее задание
Приготовить рассказ о невидимых нитях.
С помощью взрослых привести примеры того, как человек может нарушить связи в природе.
Дополнительный материал
***
Растения — не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери — кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. А животные, в свою очередь, помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками и кедровками, вырастают новые хвойные деревья.
-Как вы думаете, что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? Останется ли лес жить дальше или умрет?
А знаете ли вы, что...
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова спасет в год 1 т хлеба.
Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.