Ученический проект Чтение? Чтение! Чтение…


МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»
Чтение? Чтение! Чтение…
Ученический проект
Авторы: Ольга Кристева, Наталья Ипполитова, Геннадий Кушнир,Галина Скуднова, Александр Копосов (6 класс)
Руководитель проекта: Т.В. Лисюхина, учитель русского языка и литературы
Мятлево
2015

В прошлом учебном году, работая над проектом «Фразеологизмы в нашей речи», наша группа сделала для себя некоторые выводы. Мы узнали, что такое фразеологизмы и научились употреблять их в своей речи, можем объяснить своим одноклассникам и младшим школьникам значение некоторых устойчивых сочетаний. Нам удалось добиться того, что ученики нашего класса стали употреблять больше фразеологизмов в своей речи, которая в результате стала более ёмкой и выразительной.
Планируя работу над следующим проектом, мы хотели узнать о происхождении и значении многих других фразеологических оборотов. Однако нам хотелось получить ответ на вопрос, почему употребление фразеологизмов характерно для речи людей старшего поколения, а молодые люди не стараются использовать фразеологизмы. С чем это связано?
Противоречие между необходимостью пополнения словарного запаса нынешних шестиклассников и отсутствием сведений о способах выхода из создавшейся ситуации выявило проблему нашего исследования: Почему речь наших одноклассников не такая выразительная? Что является основным хранилищем устойчивых сочетаний? С помощью чего можно пополнить свой словарный запас фразеологическими оборотами?
Проведя небольшое исследование, мы выяснили, что наибольшее количество высказываний, содержащих фразеологизмы, приходят в нашу речь из книжных источников. Так, например, в баснях И.А. Крылова мы наши четырнадцать фразеологизмов (Приложение 1), а в рассказах Н. Носова – двадцать один фразеологизм. При этом самое большое количество фразеологизмов было найдено в русских народных и литературных сказках.
А много ли читают наши одноклассники? И читают ли вообще? Если «да», то какие жанры предпочитают? Если «нет», то в чём причина пренебрежительного отношения к книге? Так появилась тема нашего проекта «Чтение? Чтение! Чтение…».
Цель проекта: рассказать ученикам шестого класса о важности чтения книг, о необходимости развития читательского интереса, расширения круга чтения.
Задачи проекта:
- изучить читательские предпочтения наших одноклассников и их родителей;
- пополнить свой словарный запас, прочитав больше книг;
- объяснить сверстникам, как важно читать;
- стимулировать пополнение словарного запаса наших одноклассников.
Первым этапом реализации нашего проекта стало анкетирование, которое мы провели среди наших одноклассников. Целью этого мероприятия стало изучение читательских интересов учащихся шестого класса. Анкеты, предложенные ученикам шестого класса, содержали четыре вопроса:
1. Какие книги ты прочитал летом?
2. Кто их автор?
3. Назови героев произведения, которые оставили у тебя наиболее яркое впечатление.
4. Какие книги ты хотел бы прочитать в течение года?
Проанализировав результаты анкетирования (Приложение 2), мы узнали, что большинство наших одноклассников мало читает. Кроме того, ребята допускают много ошибок при письме и не задумываются о книгах, которые прочтут в течение года.
Чтобы повысить интерес наших одноклассников к чтению, мы организовали для учеников шестого класса «Аукцион литературных знаний». Подготовка (Приложение 3) и проведение (Приложение 4) игры стала вторым этапом проекта. В ходе викторины ребята узнали о том, как интересно и познавательно читать. Также шестиклассникам были предложены интересные вопросы, занимательные задания.
Результаты игры стали для нас довольно неожиданными. Несмотря на то, что наши одноклассники активно участвовали в мероприятии, отвечали на вопросы, выполняли задания и даже специально для участия в аукционе прочитали некоторые произведения художественной литературы, их знания оказались слабыми. Многие ребята не смогли ответить даже на простейшие вопросы.
Всё это заставило нас задуматься над причинами, по которым среди наших одноклассников наблюдается снижения интереса к чтению и осмыслению произведений художественной литературы. Поэтому следующим этапом проекта стало повторное анкетирование и анализ его результатов (Приложение 5). На этот раз шестиклассникам были предложены уже другие вопросы:
Какие книги предпочитают твои родители?
Какие книги сейчас читают твои мама или папа?
Книги какого жанра ты предпочитаешь?
Оказалось, читательские интересы родителей шестиклассников не отличаются разнообразием и широтой:
6% взрослых увлечены чтением произведений Дарьи Донцовой;
13% – читают стихотворения А.С. Пушкина;
15% – выбирают детективы;
15% – предпочитают фантастику.
Кроме того, мы узнали, что 6% родителей в часы досуга изучают литературу по интересам, а здесь, как известно, фразеологизмы не встречаются.
Но самое большое недоумение членов нашей группы вызвал тот факт, что подавляющее большинство наших одноклассников (51%) не знают, что читают их родители в настоящее время, или (что ещё хуже) их родители и вовсе ничего не читают!
Мы считаем, что причина снижения интереса к чтению среди детей кроется именно в отсутствии практики семейного чтения. Если дети не видят положительного примера своих родителей, у них не формируются необходимые качества. В отношении чтения нам хочется сказать то же самое: «Уважаемые родители! Читайте больше, и ваши дети тоже приобщатся к этому прекрасному занятию, развивающему ум и душу!»
Наша группа разработала и распространила среди шестиклассников листовки, рассказывающие о пользе чтения, необходимости формирования культуры чтения и призывающие детей и взрослых к чтению книг (Приложение 6). Мы попросили наших одноклассников не только ознакомиться с содержанием листовок, но и отнести их домой, чтобы родители учащихся тоже познакомились с представленной информацией. Кроме того, наша творческая группа выпустила стенную газету, в которой мы поместили информацию, агитационного характера. Также нами разработан буклет «О пользе чтения» (Приложение 7).
Не так давно в нашей стране была весьма популярна традиция семейного чтения. Мы считаем, что без возрождения этого замечательного явления невозможно приобщить детей к чтению художественной литературы. Поэтому продуктом нашей деятельности стал подготовленный рекомендательный список литературы для семейного чтения (Приложение 8). В данный перечень мы включили прочитанные совместно с родителями художественные произведения, каждое из которых сопровождается краткой аннотацией.
Что этот проект дал нам для жизни? Мы узнали, насколько полезно чтение, как важно читать. Мы убедились, что если больше читать, то действительно речь становится более выразительной и красивой! Кроме того, мы развили навыки взаимодействия в группе, усовершенствовали умение находить информацию в разных источниках и перерабатывать её.
Кроме того, нам удалось заинтересовать наших одноклассников чтением. Конечно, работа по формированию культуры чтения только начата, и в следующем учебном году мы планируем её продолжить. Нам предстоит узнать, какие способы помогут построить эффективную работу по повышению интереса к чтению у наших одноклассников, какие книги прочитали ребята за лето, как изменилось их мировоззрение, повлияло ли чтение на их грамотность и общий уровень индивидуальной культуры. В зависимости от результатов предстоящего исследования мы планируем изучение читательских интересов учащихся класса. Какая литература благоприятно влияет на все вышеуказанные показатели, а какая, наоборот, заставляет задуматься над целесообразностью подобного чтения? Стоит ли вообще называть литературой то, что наносит вред нашему развитию? И что именно полезно, а что неполезно?
Надеемся, все соответствующие выводы будут представлены в нашей следующей работе в 2015 – 2016 учебном году.

Литература
Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др.; под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз.-Медиа,2007, 1228, [4] с.
Крылов И.А. Басни. – М. Государственное издательство художественной литературы, 1958. – стр. 226
Крылов И.А. Избранные сочинения. – М.: Детская литература, 1969. – стр. 286.
Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.