Цикл занятий для учащихся 8 классов «Поверь в себя»











Цикл занятий для подростков

«Поверь в себя»






Составитель:
Лифантьева Марина Александровна
Педагог- психолог НОУ «Школа- интернат № 23
ОАО «РЖД»





















Данный цикл разработан по запросу педагогов, работающих с 8-ми классами. Особую трудность в работе с данными воспитанниками вызывало неумение подростков контролировать свои эмоции, высокий уровень агрессивности, неумение выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
Цель разработки цикла: обучение подростков конструктивному преодолению кризисных состояний
В процессе работы решалются следующие задачи:
Инвентаризация представлений подростков об отклоняющемся поведении и его влиянии на все сферы жизни человека;
Обучение управлению своим эмоциональным состоянием
Развитие самосознания
Развитие ответственности
Обучение выстраиванию зрелых, партнерских взаимоотношений;
Обучение эффективной коммуникации и моделям противостояния негативному влиянию.

Цикл состоит из 8 занятий продолжительностью 120- 150 мин.
Занятия проводятся во внеурочное время в течение 3 месяцев.
Форма проведения занятий: социально- психологический тренинг
Примерный состав группы - 12-15 человек в возрасте 14-15 лет.


Темы занятий и упражнений

время

1
Вводное занятие
Цель: принятие правил взаимодействия в группе;
знакомство с целями и задачами программы


Представление тренера
5 мин


Упражнение «Представление имени»
10 мин


Информирование о целях и задачах программы
5 мин


Упражнение «Автопортрет»
15 мин


Упражнение «Представление партнера»
20 мин


Обсуждение правил взаимодействия в группе
15 мин


Упражнение «Атомы и молекулы»
15 мин


Упражнение «Что я хочу»
20 мин


Упражнение «Нострадамус»
20 мин



2 часа 10 мин

2
«Толерантность- путь к успеху»
Цель: развитие толерантности


Объявление темы тренинга. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «Ветер дует»
10 мин


Упражнение «Формула неудачника»
30 мин


Упражнение «Три на три»
30 мин


Упражнение «Пересадка сердца»
20 мин


Упражнение «Планета чувств»
20 мин


Упражнение «Радуга чувств»
30 мин


Заключительный шеринг
20 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 25 мин

3
«Я- это Я»
Цель: стимуляция опыта принятия себя



Объявление темы. Стартовый шеринг
15 мин


Упражнение «Плот»
10 мин


Упражнение «Волшебная ярмарка». «Инвентаризация личностных качеств.
20 мин


Упражнение «Четыре квадрата». Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе и принятия себя.
30 мин


Упражнение «Генеральная уборка». Систематизация жизненного опыта.
30 мин


Упражнение «Дерево чувств». Обучение дифференциации своего эмоционального состояния.
30 мин


Заключительный шеринг.
10 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 10 мин

4
«Правдивые сказки о жизни»
Цель: развитие эмоциональной грамотности
обучение способам эмоциональной разрядки



Объявление темы. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «Если бы я был сказочным герое»
10 мин


Упражнение «Жертва и ответственность». Развитие умения различать позицию жертвы от позиции ответственности
20 мин


Упражнение «Алые паруса». Стимуляция переживания опыта пассивной и активной жизненной позиции в сочетании с позициями ответственности и жертвы
30 мин


Упражнение «Сказка о Кощее». Стимуляция переживания опыта сознательной передачи ответственности другому человеку и опыта несения ответственности другого человека
30


Заключительный шеринг.
15 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа

5
«Ты + Я= Партнеры?»
Цель: обучение распознаванию отношений, построенных на деструктивных основаниях
стимуляция опыта конструктивных партнерских отношений



Объявление темы. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «Виртуальный подарок»
10 мин


Упражнение «Веревочка». Переживание опыта отношений, основанных на сопротивлении.
20 мин


Упражнение «Маг и Карлик». Переживание опыта отношений, основанных на манипуляциях и угрозах
25 мин


Упражнение «Лежащий камень». Переживание опыта отношений, основанных на игнорировании
30 мин


Упражнение «Спина к спине». Стимуляция переживания опыта партнерских отношений, основанных на взаимном доверии и заботе.
25 мин


Заключительный шеринг.
15 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 20 мин

6
«Эффективное общение»
Цель: обучение ассертивному поведению



Объявление темы. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «А Шапокляк против!»
20 мин


Упражнение «Я- высказывание». Развитие умения ассертивного сообщения, то есть умения сообщать свое мнение без нападения
40 мин


Упражнение «Три способа сказать «Нет». Обучение моделям ассертивного отказа
30 мин


Упражнение «Пинг- понг». Обучение методам ассертивного противостояния негативному и навязчивому поведению
20 мин


Заключительный шеринг.
15 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 20 мин

7
«Эффективное общение»
Цель: закрепление навыков ассертивного поведения



Объявление темы. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «Мне нравится, что ты»
10 мин


Упражнение «Комплимент и поддержка». Развитие умения поддерживать партнера, различать комплимент, похвалу и поддержку.
20 мин


Упражнение «Метод Франклина». Обучение методу ассертивного возражения в дискуссии
30 мин


Упражнение «Трудная ситуация (4 задачи). Практическая отработка навыков ассертивного противостояния негативному давлению.
40 мин


Заключительный шеринг.
15 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 10 мин

8
«Программист успеха»
Цель: обучение навыкам построения здорового образа жизни



Объявление темы. Стартовый шеринг
10 мин


Упражнение «Спасибо тебе, что ты есть»
20 мин


Упражнение «Фьючервей». Развитие мышления для решения жизненных затруднений.
30 мин


Упражнение «Развилка». Стимуляция переживания опыта жизненного выбора
30 мин


Упражнение «Формула любви»
20 мин


Упражнение «Формула успеха»
20 мин


Заключительный шеринг «Что я взял от участия в программе».
30 мин


Заполнение анкет обратной связи
5 мин



2 часа 35 мин


































Встреча 1. Введение


Тренер приветствует группу (так как дети ранее встречались с психологом, они хорошо его знают, и нет необходимости в знакомстве).

Упражнение « Представление имени»
Давайте посмотрим на свои имена немного по- другому. Вам нужно назвать свое имя и какое - либо свое положительное качество, начинающееся на первую вашего имени. Например, Марина - мечтательная, мудрая и т.д.

Представление программы и цели занятий
Тренер говорит о том, что человек, желающий стать успешным в жизни, должен в первую очередь уметь вступать в конструктивное общение с другими людьми. Эмоции иногда «захлестывают» нас , подчиняют себе, что может привести к непониманию иногда даже неприятию нас другими людьми.
Участникам группы (по желанию) предлагается вспомнить и рассказать группе о таком случае из своей жизни. Если участники группы отказываются, то тренером приводится личный пример.
Вот и на наших занятиях мы попытаемся осознать, какие эмоции нами правят, и будем учиться управлять ими, а также освоим способы конструктивного общения. В рамках нашего тренинга мы а будем использовать различные игры и упражнения. Эти игры помогут нам экспериментировать со своим поведением или что-то почувствовать, что- то понять в себе и в других. После каждого упражнения мы обязательно уделим время его обсуждению, выражению пережитых чувств, размышлениям по поводу того, что только что пережили. Это тоже важна часть работы. Я буду стараться, чтобы мы продвигались к намеченным целям и получили удовлетворение от нашей работы. Но без вашего содействия, ваших высказываний многого я сделать не смогу. Так что результат нашей работы зависит от вас в такой же степени, в какой и от меня. Каждый получит от участия в групповой работе ровно столько, сколько он сам готов вынести из нее. Итак, приступим!


Упражнение «Автопортрет»
Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: «Дима- молодой человек, 12 лет, темные волосы, карие глаза, физически развит, веселый, хорошо учится, любит играть в футбол и играть в компьютерные игры и т.д.»
Участники задают три вопроса на уточнение деталей, также спрашивая в третьем лице

Упражнение «Представление партнера»
А сейчас нам нужно объединиться в пары. Каждый партнер сообщает другому какие- то сведения о себе (Скажите то, что вы считаете важным, чтобы о вас знали). На это предоставляется по одной минуте на человека.
Затем в общем круге каждый участник называет не себя, а представляет своего партнера, сообщая при этом сведения, которые он услышал. Если нужно, партнер может скорректировать сообщение о себе. На каждое представление с поправками дается одна минута.

Принятие правил работы в группе
Для того, чтобы наши занятия принесли пользу, нужно избежать некоторых подводных камней, на которые мы сегодня уже наткнулись. Поэтому давайте вспомним правила работы в группе (выводим на экран):
Во время занятий недопустимы физическое насилие ил словесные оскорбления;
Правило конфиденциальности: запрещается разглашать и обсуждать с кем- либо за пределами группы сведения личного характера, сообщенные участником в ходе занятия;
Правило безоценочности: запрещается осуждать личность, личностные ценности, а также употреблять в отношении других участников слова, передающие оценочные суждения об участниках;
Правило активности: пассивные участники паразитируют на активности других участников, так как потребляют опыт, идеи и творческие находки других участников, но не рпедставляют группе свой опыт и свои идеи;
Правило «Я- сообщений»
Правило запрета на критику, высказываем только собственное мнение;
Правило «Говорит один» и «Либо в круг, либо никуда»
Правило равных позиций


Упражнение «Атомы и молекулы»
Предлагаю всем участникам вы течение двух минут побродить по комнате, а затем создать четыре группы любого размера. Принцип деления не задается. После создания групп в круге предлагаю ответить на вопросы:
Что побудило тебя присоединиться именно к данной группе (человеку?)
Что ты почувствовал, когда к тебе присоединились другие участники?

Упражнение «Что я хочу»
Предлагаю объединиться в пары, подумать 3- 5 минут и ответить на следующие вопросы (можно коротко записать то, что хотели бы сказать):
Что я хочу получить в результате прохождения тренинга?
Чем мне может помочь группа в достижении желаемого?
После этого ведется обме6н мнениями в парах.


Упражнение «Нострадамус»
Каждый участник пишет самому себе письмо, где описывает, каким он хочет стать за время групповой работы. Эти письма отдаются ведущему запечатанными в конверт, адресованный самому себе. На последнем занятии ведущий раздает эти конверты.

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)




Встреча 2.
«Толерантность- путь к успеху»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым важным на прошедшей неделе.

Упражнение «Ветер дует»
Игру начинает тренер, предварительно убрав один стул, то есть стульев становится на один меньше, чем участников. Тренер предлагает по команде: «Ветер дует на того»вставать всем, у кого есть указанный признак, и быстро занять другой свободный стул. Поскольку стульев не хватает, то кто-то не успевает сесть- он и водит. Он тоже придумывает признак, который есть или предполагается, что может быть хотя бы у двух- трех членов группы. Игра продолжается до тех пор, пока тренер не решит, что участники достаточно встряхнулись.
Примеры признаков:
«Ветер дует на того, у кого светлые волосыдома есть кошкалюбит читать детективысегодня пришел в брюкахдома на стене висит хотя бы одна картина и т.д.»

Упражнение «Формула неудачника (модерация)»
Материалы: карточки формата А6 (100 шт), доска, фломастер.
«Формула неудачника» на ватмане.
Изображения:
Указующий перст («вы виноваты»)
Могильный крест («ставит на себе крест»)
Скорбная театральная маска («мученики»)
Тюремная решетка («меня ограничивают»)
Листы А; с надписями подгрупп причин, к которым можно прикреплять карточки, заполненные участниками.
Вы все знаете, что грубость и неуважение к людям приводит к негативным для человека последствиям. Почему же тогда люди все –таки практикуют такое поведение? Что их заставляет наносить вред самому себе?
Возьмите карточки. На каждой карточке напишите по одной причине. Чем больше напишете, тем лучше. На все у вас есть 15 минут.
После выполнения задания тренер предлагает каждой команде делегировать одного участника, чтобы он на доске разместил заполненные карточки. При этом он должен зачитывать то, что написано на карточке. Тренер следит, чтобы причины,, выдвинутые подгруппами, не подвергались критике со стороны других участников. Когда все карточки разложены, тренер предлагает частные причины объединить в подгруппы:
Неудовлетворенность собой и своим состоянием;
Неудовлетворенность своими отношениями;
Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни;
Дружба с теми, кто сам ведет себя таким образом;
Без причин;
Жертва.
Если карточку можно поместить в две подгруппы, ее копируют и помещают в каждую.
Посмотрите на эти причины. Вы видите, как их много. Получается, что причиной может послужить любое жизненное затруднение или переживание человека. А есть ли такие люди, у которых нет трудностей? Но ведь известно, что далеко не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таки образом. Некоторые решают свои проблемы другим путем. Получается, что грубое и агрессивное поведение- это такой способ решать свое затруднение, а вернее, способ убежать от его решения. Человек внутренне знает, что такое поведение многим или некоторым окружающим не нравится. Чем же он оправдывает себя?
Обвиняет окружающих;
Ставит на себе крест;
Представляют себя мучеником;
Представляют себя пленниками ограничений, искателями приключений, которым мешают получить опыт, ограничивают.
Как видите, каждый раз, когда человек старается оправдать свой выбор грубости и агрессии, он ставит себя в позицию жертвы. На самом же деле причина только в том, что человек не умеет, а может быть не хочет решать свое затруднение другим способом. Значит, причина для грубости и агрессии только одна- это выбор самого человека.
Человек, который делает такой выбор, может быть и сильным, и талантливым, и обладать множеством всяких достоинств. Но как только он соединяет в себе, в своей позиции три составляющих, он, может быть, сам того не зная, начинает жить в соответствии с формулой неудачника, со всеми вытекающими отсюда последствиями: его начинают преследовать неудачи. Давайте запомним эти составляющие и саму формулу неудачника:
Жизненная трудность + неумение(нежелание) решать затруднения + позиция жертвы= НЕУДАЧНИК
Но если человек знает составляющие формулы неудачника, он сможет по своему выбору изменить ее компоненты и тем самым сможет изменить ситуацию.
Упражнение «Три на три» (тренинг навыка)
Материалы: наборы из трех карточек (3-5 наборов)
Объединитесь в группы по 4 человека. Получите карточки с описанием жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания.
Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой из трех ситуаций, написанных на ваших карточках. У вас есть только 15 минут, поэтому поторопитесь.
Содержание карточек:
Карточка 1.
Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:
1) 2) 3)
Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что:
1) 2) 3)
Карточка 2
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что
1) 2) 3)
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что
1) 2) 3)

Карточка 3
Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой) и это плохо, потому что
1) 2) 3)
Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой) и это плохо, потому что
1) 2) 3)
После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате в каждом случае получается по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо».
Шеринг. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы дались вам легче- негативные или положительные? Как вы думаете, почему?
Резюме тренера. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими- все зависит от того, как мы к ним относимся.
Самая распространенная ошибка людей- относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда случается, что они спасают нас от чего-то худшего.

Упражнение «Пересадка сердца»(групповая дискуссия)
Материалы: список кандидатов на пересадку сердца- по количеству подгрупп.
Разделитесь на подгруппы по 4 человека.
Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит операция по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится и пациенты могут погибнуть.
Список кандидатов (каждая команда получает этот список для обсуждения)
Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной катастрофе в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
Священник, 27 лет.
Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
Мужчина, 48 лет, врач- онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ- инфицирована.
Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его.
Резюме тренера. При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. Им все-таки, может быть, невольно, вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не на социальных оценках.
Так же бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми, но при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.
Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить ее по- другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.
Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения лучше всего принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Упражнение «Планета чувств» (упражнение- схема)
Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее закреплен на доске.
Когда мы хотим рассказать о различных своих переживаниях, мы говорим «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что хотим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.
Ощущения- это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно (прикрепляю стики одного цвета к материку «Ощущения»).
Драйвы- это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Например: голод, желание спать, желание двигаться (прикрепляю стики другого цвета к материку «Драйвы»).
Эмоции- это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев (прикрепляю стики третьего цвета к материку «Эмоции»). Эмоции- это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.
Чувства- это тоже переживания души, но они более сложны, чем простые эмоции. Например, любовь, ревность, враждебность. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. (прикрепляю стики четвертого цвета к материку «Чувства»).
Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать. Вы называйте, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам. Участники называют прямо из круга. Тренер определяет, что названо и помещает стик на соответствующий материк.

Ощущения
Драйвы
Эмоции
Чувства

Горячо
Щекотно
Холодно
Колется
Болит
Мягко
Жестко
Прохладно
Вкусно
Приятно
Голод
Желание спать
Желание двигаться
Стремление избегать опасность
Стремление выиграть
Стремление избегать неприятности

Радость
Огорчение
Удовольствие
Негодование
Тревога
Страх
Гнев
Печаль
Вина
Стыд
Любовь
Ревность
Враждебность
Ненависть
Обожание
Надежда
Обида
Недоверие
Доверие
Счастье


Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.
Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов тренер сообщает правильный ответ.
Чем отличается гнев от агрессии?
Гнев- это эмоция, а агрессия- это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо.
Чем отличается радость от удовольствия?
Радость- это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться. Та удовольствие- это переживание спокойное, расслабленное.
Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?
Грусть, печаль- это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.
Чем отличается вина от стыда?
Вина- это когда мы нарушаем внутренние правила, то есть те, которым мы внутренне следуем. А стыд- это когда связано с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди. Эти чувства часто переплетаются, так что трудно их разделить.

Упражнение «Радуга чувств»
Материалы: листы бумаги А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров или пастельных мелков не менее 12 цветов для участника.
Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Он на нашем экране
Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком.
Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким- нибудь цветом, каким вам захочется - главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства.
А теперь возьмите второй лист бумаги и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. Вы них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.
Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней- позавчера, вчера, сегодня.
Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни.
Шеринг: Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)

Встреча 3. «Я- это я»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым радостным на прошедшей неделе.

Упражнение «Плот»
Представьте, что вы- команда корабля, потерпевшего кораблекрушение. Вы находитесь в открытом море. Ваша задача- продержаться на плоту до того, как прибудут спасатели. Тренер дает один лист ватмана, кладет его на пол. Вот это- ваш плот. Вам всем нужно расположиться на нем. У вас есть 3 минуты.

Упражнение «Волшебная ярмарка (игра на самосознание)
Материалы: небольшие карточки по 10 карточек на каждого участник, ручки двух цветов.
Возьмите по 10 карточек каждый и напишите на них 10 ваших качеств (по одному на карточке, которые у вас очень развиты, независимо от того, нравится оно вам или нет. Все качества вписываем одним цветом.
Потом рядом с этим качеством ставим его «количество в вас». Это количество обозначим понятием «персобайт». Теперь оцените количество вашего качества в «персобайтах». У вас есть 5 минут.
Сейчас походите и посмотрите, какие качества есть у других. Может быть, вы захотите приобрести немного какого-то качества себе. Постарайтесь поменяться на какое-то свое, или, может быть, вам его отдадут даром.
Если вы приобрели что-то, возьмите ручку другого цвета, чистый листочек и впишите на него приобретенное качество в том «количестве», которое получили. А те, кто отдает свое качество, делает пометки в своих листочках. Например: «Остаток-0» или остаток столько-то персобайт». Начинаем. У вас пять минут.
Шеринг. Какие качества вы приобрели и зачем они вас нужны.
Какие качества вы отдали полностью? Почему вы считаете, что оно вам не нужно?
Резюме. Мы часто хоти избавиться от какого-то своего качества, потому что считаем, что оно нам мешает. На самом деле все качества полезны, только каждое в своих обстоятельствах. Мы просто не умеем ими пользоваться. Все, что нужно, чтобы наши качества нам нравились, это:
научиться называть их не бранными словами, а так, чтобы сразу чувствовался их ресурс;
научиться пользоваться ими там, где они нужны, и не пользоваться там, где они мешают.
Упражнение «Четыре квадрата» (упражнение- таблица)
Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными.
Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.
Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.
Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4..
Теперь закройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. какой замечательный человек перед вами.
Теперь закройте квадраты 1 и 2. жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите на нем букву «Я».
Шеринг. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?
Резюме. Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!
Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Упражнение «Генеральная уборка» (метафора)
Материалы: по три картонные коробки для каждого участника, листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок), ручки, фломастеры, ножницы, скотч, большой полиэтиленовый мешок для мусора.
Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак- как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.
Сейчас вы наведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего- это и что-то очень ценное, это и что-то сломанное, треснувшее, и оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что-то совсем уже ненужное, но все нет времени задуматься, и так и валяется оно прямо в центре вашей души.
Так вот, время настало. Подпишите коробки:
«Мусор»- это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого.
«Сейф»- это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.
«Чердак»- это то, что вам не очень-то и нужно, но как то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.
Теперь на листочках бумаги напишите:
Людей, события, предметы, места, о которых вам почему-то обидно, больно, стыдно, неприятно вспоминать. Распределите эти листочки по коробкам;
Людей, события, предметы, места, о которые вам очень дороги. Распределите эти листочки по коробкам;
Теперь подумайте о том, что в вашей жизни есть не очень то и нужное, но и выкинуть из жизни, из памяти, из души жалко. Распределите по коробкам.
Теперь запечатаем коробки. Накрываем их крышкой и проклеиваем скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся.
Встаньте и бросьте свои мусорные коробки в этот пакет. Теперь я его запечатываю скотчем. После занятия я его выкину на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите каждую на свое место.
Шеринг. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.
Каждый из нас носит в душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого.

Упражнение «Дерево чувств» (арт- схема)
Материалы: наборы цветного пластилина на каждого участника, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин.
Вспомните какое-либо событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту картинку и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.
Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол- это вы сами. Потом вылепите ветви- это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.
Начните лепить плоды- это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Вылепите все сочетания чувств, которые вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.
Внизу ствола вылепите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни- это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это- причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета- это ваши мысли про эти события. Сформулируйте их и для каждой вылепите корень. Если при этом чувства как- то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.
Теперь вспомните какое- то хорошее событие. И поступите с ним так же, как с неприятным. Вылепите разноцветные плоды и корни.
Шеринг. Поделитесь своими переживаниями во время упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении.

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)
Встреча 4. «Правдивые сказки о жизни»


Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым важным на прошедшей неделе.

Упражнение «Дом-дерево-человек»
Выполняется в трех подгруппах.
Говорят, что каждый человек в жизни должен построить дом, посадить дерево и родить ребенка. Сейчас вам нужно в виде пантомимы построить дом, посадить дерево и поместить рядом с ними ребенка. Подгруппы могут сами фантазировать, как они будут это делать- из подручных материалов, рисовать или изображать. Тренер отказывается давать какие- либо инструкции. В данном упражнении важен сам процесс совместных действий.

Упражнение «Жертва и ответственность» (ролевая игра)
Как вы думаете, чем отличается ответственный человек от человека, который занимает позицию жертвы?
Главное отличие- ответственный человек думает о том, как разрешить трудную ситуацию, а человек- жертва всех обвиняет в своих бедах.
Сейчас мы выполним упражнение, в котором вам представится возможность изнутри почувствовать эти две позиции.
Разделитесь на пары. Каждый человек в паре опишет какую- нибудь историю из своей жизни с позиции жертвы, а потом с позиции ответственности.
Поделитесь, как вы себя чувствовали в роли жертвы и в роли ответственного человека.
Резюме. Когда мы чувствуем себя жертвами, многие ситуации кажутся нам безвыходными. Мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, и обвиняем окружающих, если никто не хочет это делать за нас. Мы переживаем различные неудобства, они все копятся, а мы все ждем. Что ж, мы имеем право занять позицию жертвы, но тогда должны знать, что жертвы проживают несчастную жизнь, чувствуют себя слабыми и беспомощными.
Но вот в чем парадокс: если мы сами выбираем позицию жертвы, то это означает, что мы сами создали себе такую жизнь. Получается, что как бы мы ни избегали ответственности, она все равно ложится на нас. Это происходит потому, что на самом деле избежать ответственности невозможно. Мы только можем сделать вид, что ничего не решаем и ни за что не несем ответственности. Но как только мы принимаем решение жить именно так, мы сразу несем ответственность за это решение.

Упражнение «Алые паруса» (ролевая игра с элементами арт- упражнения)
Материалы: ватман (по три листа на каждую пару), кисти, гуашь, клей, ножницы, толстые иглы с толстыми нитками.

Кратко напоминаю сюжет повести А.Г.рина «Алые паруса».
Сечас мы разыграем сцену про Ассоль и Грея.
Разделитесь на Ассолей и Греев.
Теперь Ассоли рассаживаются по разным концам комнаты- каждая Ассоль ждет своего Грея. Ведите себя скромно. Оборачиваться нельзя, просто сидите и ждите, ни с кем не разговаривайте.
Грей, вам предстоит сделать белые корабли с алыми парусами. У вас есть все необходимое для этого. Подготовьтесь ко встрече с Ассоль. Корабли должны быть очень красивыми- все таки невесту повезете. Когда все закончати, по моему сигналу вы пойдете к своим Ассолям и подарите им свои корабли. Начинаем.
Шеринг. Сначала Ассоли делятся своими впечатлениями от исполнения роли, затем впечатлениями делятся Греи.

Упражнение «Сказка о Кощее»(ролевая игра)
Материалы: ободки с надписями «Кащей», «Молодец», «Утка», цветные прищепки для «Уток».
Наверное, вы знаете сказку про Кощея бессмертного. Вообще-то про него много сказок сочинили, но для нас важнее то, что Кощей не совсем бессмертный. На самом деле он жил, пока была цела булавка, которую он поместил в яйцо, яйцо в утку, а утку посадил на дерево. Нашелся Молодец, который узнал про утку, поймал ее и сломал булавку.
Сейчас мы разделимся на Кащеев, Уток и Молодцев. У каждой утки во ободке будет булавка. Что делать в каждой роли?
Кащеи могут только смотреть, как Молодцы будут гоняться за Утками и отбирать булавки. Можете поддерживать свою Утку голосом.
Утки несут полную ответственность за жизнь Кащея. Вы должны сделать все, чтобы не попасть в руки Молодца. Особенно берегите ободки. Вы считаетесь побежденными, если Молодец не просто сорвет с вас ободок, но и завладеет той частью, где пристегнута булавка. Уткам нельзя прятаться за спинами Кощеев.
Молодцы, вам нужно не только поймать утку, но и сорвать с нее ободок, вынуть булавку и отдать ее тренеру. Ловим только свою «Утку». Молодцам нельзя касаться своих Кощеев. Но и Кощеям нельзя прикасаться к Молодцам. Если Молодец прикоснулся к Кощею, тот кричит «Касание». Если произойдет три касания, Молодец проиграл и выходит из игры.
Нельзя выворачивать руки или причинять другой вред. Правила игры понятны? Сейчас Утки и Кощеи встанут с одной стороны комнаты, а Молодцы- с другой. Начали!
Шеринг. Расскажите о впечатлениях от игры. Скажите, если бы вам в жизни пришлось выбирать, какую роль из этих трех вы предпочли бы, а на какую никогда бы не согласились? Почему?
Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)



Встреча 5. «Ты + Я = Партнеры?»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым веселым на прошедшей неделе.

Упражнение «Виртуальный подарок»
Все любят, когда им дарят подарки, поэтому предлагаю каждому из вас сделать подарок своему соседу справа. Но подарок этот необычный: то, что вы хотите подарить, вы сделаете из воздуха с помощью жестов и мимики. А ваш сосед должен догадаться, что вы ему дарите. Когда он догадается, он символически получает подарок, а потом также символически дарит подарок соседу справа и т.д.

Упражнение «Веревочка» (телесная метафора)
Материалы: мягкие бельевые веревки длиной 2 метра по количеству пар.
Предлагаю разделиться на пары, взяться за концы веревок и натянуть их так, чтобы каждый отклонился. Но перед тем, как вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.
Раздаю листочки с дополнительными инструкциями:
Ваш партнер будет стремиться тащить вас туда, куда вам не хочется. Там неинтересно. Сопротивляйтесь до конца. Победит тот, кто перетянет.
Вы должны вытащить партнера из болота, в котором он погряз. Старайтесь из всех сил, а то он утонет. НО! По моему сигналу (я возьмусь за ухо пальцами) отпустите веревку. В конце концов, пусть он сам решает, что ему делать.
После проведения упражнения проводится обсуждение: «Что вы пережили, когда веревку отпустили? Что вы чувствовали и думали в адрес партнера после того, как с трудом удержались на ногах?.
Вспомните случай, из вашей жизни или жизни ваших знакомых, когда отношения строились на сопротивлении. Если вы решили, что теперь не будете сопротивляться, то что вы должны сделать, чтобы помочь партнеру построить новые отношения? Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш партнер или родитель понял, что это ваше собственное решение, а не признак вашей слабости..

Упражнение «Маг и Карлик» (ролевая игра)
Я хочу рассказать вам одну притчу. Жил на свете великий Маг. Он мог все- раздвигать горы и повелевать ветрами, создавать города и разрушать вселенные, превращать и превращаться во что и в кого угодно И только одно не мог Великий маг- он не мог заставить своего любимого Карлика перестать гадить на свой белый пушистый ковер.
Сейчас вы разыграете эту притчу. Один из вас станет Великим магом (он должен стать на стул). А другой- Карликом (ему нужно присесть на корточки).
Магу нужно уговорить Карлика перестать гадить на белый пушистый ковер. А карлику нужно активно сопротивляться. Вы можете согласиться с Магом лишь в том случае, если сами захотите этого.
После выполнения упражнения поменяйтесь ролями. На каждый раунд отводится 5 минут.
Шеринг. Как вы себя чувствовали в роли Мага/Карлика? Когда было комфортнее и почему? Удалось ли Магу заставить Карлика перестать гадить? Если да, то каким образом, если нет, то почему?
Резюме. Получается, что даже могучий Маг не может заставить Карлика делать то, что он не хочет. И действительно, каждый человек сам выбирает, каким ему быть, как ему поступать. Если мы хотим, чтобы кто-то другой изменился, мы должны учитывать, что тон изменится, только если сам захочет этого, ел и поймет, что ему самому это нужно.

Упражнение «Лежачий камень (метафора)»
Материалы: стулья участников, пластмассовая кофейная чашка, тяжелая металлическая чайная ложка. Дощечка без бортиков (поднос)

Сейчас мы из стульев сделаем тропинку, на которой лежит валун- лежачий большой камень. Поскольку двигать его трудно, мы постараемся сделать вид, что он нам не мешает, или даже используем его, например, для отдыха. А лежачим камнем будет по очереди каждый из вас. Когда мы будем идти по тропинке, мы будем держать в руках свои ценности. Их роль будет выполнять чашка с ложкой внутри, лежащая на подносе. Вам нужно удерживать ценности так, чтобы они не рассыпались. Вы можете перешагивать через камень или садиться на него и перекидывать ноги. Камень садится на корточки спиной вверх. Стулья отодвигать нельзя. Каждый проходит по тропе в одну, потом в другую сторону, затем передает поднос следующему, а сам становится «лежачим камнем»
Шеринг. Что вы чувствовали и думали, перешагивая через «лежачий камень»? Как вы чувствовали себя в роли «лежачего камня»? Удалось ли удержать ценности?
Каждый выбирает свой жизненный путь. Мы идем пот нему и несем свои жизненные ценности- это наш и правила, убеждения, интересы, мечты. Но иногда попадаются такие люди, которых мы рассматриваем как досадную помеху. Мы не знаем, что с ними делать, и предпочитаем их игнорировать. Вы уже видели, как это бывает трудно сделать. Игнорировать на самом деле не получается. А ведь речь идет о человеке, который почему-то стоит на нашем пути, но которого мы упорно не хотим замечать. У нас получилась метафора- нам всегда нужно заботиться о сохранении своих ценностей. Преодолевая препятствия, мы порой забываем о ценностях и теряем их. И, наоборот, заботясь о своих ценностях, мы нередко не уделяем внимания окружающим нас людям. А что в это время переживает этот мешающий человек, вы почувствовали, когда были «лежачим камнем».
Конечно, мы не можем заставить человека делать то, что он не хочет. Но что мы можем сделать вместо того, чтобы игнорировать? Можете ли вы привести пример другого общения?

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)



Встреча 6. «Эффективное общение»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым печальным на прошедшей неделе.

Упражнение «А Шапокляк против»

В центре комнаты лежит шляпа. Все участники пишут свои имена на ли сточках бумаги, кладут в шляпу, а затем достают из нее. Если при доставании вытянута собственная бумажка, тогда ее нужно обменять на другую.
После этого участники по очереди обращаются к тому, чье имя им досталось: «Я недавно встретил Шапокляк. Она сказала, что тыИ это ей очень не понравилось». Тот, кому сказали это, отвечает : «Передай Шапокляк спасибо. Я подумаю над этим.» следующим говорит сосед справа от первого участника. Ваша задача сказать это таким образом, чтобы: 1) это была правда, 2) чтобы это звучало по - доброму, 3) если сможете, чтобы это звучало с юмором. Условия понятны? Начинаем!.

Упражнение «Я- высказывание (ролевая игра»)
Сейчас пусть выйдут два добровольца, который разыграют небольшую сценку.
Твой друг сидит рядом с тобой и торопит тебя, потому что ему хочется вместе пойти в гости. Но тебе нужно закончить важную работу. Ты торопишься, но от этого только делаешь ошибки, и уже понятно, что вы все равно не успеваете. У тебя возникает раздражение. При этом друг тоже нервничает. Что происходит дальше? Пожалуйста, разыграйте эту сценку.
Шеринг. Пусть сначала наши актеры поделятся, какие чувства они переживали, находясь в своих ролях, из-за чего возникли эти чувства.
Теперь наблюдатели расскажите о своих впечатлениях.

Затем дается определение ассертивности. Ассертивность- это поведение, которое можно охарактеризовать девизом «Живи сам и давай жить другим».
В общем и целом отношения можно строить тремя способами:
Думать только о себе и идти по чужим головам;
Всегда ставить интересы других выше собственных;
Золотая середина- думать о себе, не забывая интересы других людей. Это и есть ассертивное поведение.
Одна из техник ассертивного поведения- «Я- высказывание»
Формула «Я- высказывания»: Когда я чувствую Мне хотелось бы, чтобы» при этом используют слова, которые не носят язвительного, ярко негативного оттенка. При этом надо стараться говорить ровно, спокойным тоном.
Сейчас мы потренируемся использовать эту формулу.
Сейчас пусть выйдут два добровольца, который разыграют небольшую сценку.
Вам нужно срочно позвонить, а ваша сестра уже 20 минут говорит по телефону со своим знакомым. Вы чувствуете раздражение.
А теперь давайте разыграем еще одну сценку. Нужны еще два добровольца.
Ваша полдруга обозвала вас занудой из-за того, что вы отказались идти в гости к знакомым, которые вам не нравятся. Из-за этого и ей пришлось отказаться. Теперь она говорит, что больше не согласится отдыхать с вами. Вы расстроены и обижены.
Теперь разделимся на три подгруппы. В каждой подгруппе придумайте по три коротких диалога, в которых полезно применение «Я- высказывания». У вас есть 10 минут. Затем вы зачитаете свои диалоги.
Шеринг. Усвоилась ли формула «Я- высказывания»? Что вызывает затруднения?
Для того, чтобы какой- то навык стал привычным, нужна тренировка. Если вы потренируетесь в реальных жизненных ситуациях применять эту формулу, постепенно она будет звучать естественно, станет вашей привычкой. Тогда она поможет избежать многих ссор.

Упражнение «Три способа сказать «нет» (ролевая игра)
Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный ассертивный отказ».
отказ- опасение («Боюсь, что это невозможно»)
отказ – сожаление («Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать»)
отказ- вынужденность («Придется мне все же ответить отказом»)_

Ассертивность цивилизованного отказа заключается в выборе подходящей для ситуации формы высказывания. Это может быть:
краткое категорическое «нет»;
«нет « в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами;
«нет « в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами и предложением чего- либо другого.
Чтобы научиться выбирать нужную форму, разделимся на пары. Сейчас один будет настойчиво просить о чем- либо. Другой будет отказывать, последовательно применяя вышеуказанные формы высказывания. Переходить к каждой форме можно только по моему сигналу (через каждые три ми нуты)
После выполнения партнеры меняются ролями.
Шеринг. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения. Какую форму отказа было воспринять проще всего? Какая форма больше раздражала? В какой форме было легче всего отказывать?

Упражнение «Пинг- понг»(ролевая игра)
Сейчас мы освоим еще одну форму ассертивного поведения. Пинг – понг- это игра, где мяч отскакивает от ракетки противника и снова направляется к нему. Это основной смысл приема. Когда кто- то пытается уколоть вас, заставить вас чувствовать себя неуверенно, вы можете ответить парадоксальным согласием. То есть вы не возражаете, но делаете это так, что и не соглашаетесь. Тогда злые намерения противника не достигают цели, и ему просто нечего возразить.
Например:
-Отлично! Ты, как всегда сделал все отвратительно!
-Ты так считаешь? Я подумаю об этом.

Теперь давайте потренируемся в парах. Первый партнер делает следующие два выпада:
-Нельзя быть таким занудой.
-Ты помешан на опасностях. У тебя просто паранойя.
Второй партнер отвечает приемом парадоксального согласия.
Затем вы меняетесь ролями. Теперь второй партнер делает два выпада:
- У тебя замечательные духи. Уже из коридора чувствуешь их запах.
- Вечно тебе больше всех надо!
Ему тоже нужно ответить парадоксальным согласием.
Шеринг. Поделитесь впечатлениями от упражнения.
Резюме.
Ассертивные приемы- очень сильное оружие, и пользоваться ими нужно правильно и с умом.
Во- первых, при их использовании вы должны говорить и выглядеть совершенно спокойным- иначе их смысл исказиться и они перестанут работать.
Во- вторых, нужно думать, когда и против кого вы их используете.
Ассертивное поведение предполагает, что ваша задача- поступить уверенно и с наилучшим результатом. Так что, как и другие приемы, оно требует, прежде всего, оценки ситуации.

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)



Встреча 7. «Эффективное общение»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какую победу над собой вы одержали на прошедшей неделе.

Упражнение «Мне нравится, что ты»
Тренер предлагает участникам по кругу (соседу слева) сообщить «Мне нравится, что ты», далее участник может назвать черту характера, качество, какие- то действия, поступки, совершенные или постоянно совершаемые участником.

Упражнение «Комплимент и поддержка»(ролевая игра)
Мы часто делаем комплименты. Лии хвалим их, или поддерживаем их. Очень часто эти три понятия путают, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так.
Комплимент- это знак внимания, когда человеку говорят, что в нем что-то очень хорошо.
Похвала- это суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.
Это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он может быть совсем неуспешен.. поддержать можно каждого человека, для этого нужно лишь видеть его сильные стороны. Вот это надо уметь, даже если человек в настоящий момент не совсем прав или растерян.
Указание на то хорошее, что есть в каждом человеке, на его внутреннюю силу может стать источником его самоуважения и стимулом для исправления допущенных жизненных ошибок.
Сейчас разделитесь на пары. Один партнер расскажет о каком- нибудь поступке или ситуации, в которой он не был успешен или поступил неправильно. А второй найдет слова поддержки. У вас есть 10 минут. Потом вы поменяетесь ролями.
Шеринг. Что вы почувствовали, когда рассказывали о себе и когда услышали поддержку? Чем было полезно для вас это упражнение?
Не всегда бывает легко найти слова поддержки. Этому нужно учиться. Но когда это получается, то человек, которого мы поддерживаем, становится нам ближе.

Упражнение «Метод Франклина» (ролевая игра)
Материалы: алгоритм метода Франклина на отдельных листах. Листы с ситуациями.
Американский президент Франклин славился тем, что умел добиваться того, чего хотел, даже в ситуации, когда его собеседник был настроен категорически против. Он пользовался следующим алгоритмом:
Начинать любой ответ со слова «да» или согласием с доводами оппонента, так как отрицание отбивает охоту слушать дальше и вызывает желание противостоять.
Использовать позитивную оценку идей и утверждений собеседника и затем прибавить к этому обоснование своего положительного отношения (то есть чем именно понравилась идея, мысль, утверждение).
Описать условия, при которых предложенное решение было бы наилучшим.
Описать реально существующие условия.
Предложить новое измененное решение в соответствии с конкретными условиями.
Разделитесь на пары. Вдвоем составьте слова, которые могут переубедить оппонента, используя метод Франклина. Постарайтесь, чтобы диалог звучал естественно. Каждая пара составляет диалог к двум ситуациям.
Все знают о наркотиках и все равно продолжают рисковать. Если люди не заботятся о себе, им ничего не поможет.
Я думаю, что мы слишком много времени тратим на разные тренинги. Думаю, от них не слишком много пользы.
Шеринг. Зачитайте составленные диалоги. В случае ошибок сразу вносятся исправления. Чем было полезно это упражнение?
Мы можем использовать метод Франклина в самых разных ситуациях, в дискуссиях, конфликте. Как остальные ассертивные приемы, он требует тренировки, чтобы слова звучали естественно. Но если вы овладеет им, он поможет вам увереннее выражать свое мнение, никого не обижая и не позволяя разным манипулянтам использовать вашу слабость.

Упражнение «Трудная ситуация» (ролевая игра)
Материалы: карточки с описанием ситуаций- по одной на каждую тройку участников.
Разделитесь на группы по три человека. Сейчас каждая группа получит карточку с описанием ситуации. Вам необходимо найти ассертивный и безопасный для жизни и здоровья выход из ситуации, а потом разыграть ее в виде сценки.
1 Володя- новичок в школе. Он чувствует себя одиноким, еще не нашел новых друзей. По дороге на занятия о встретил Сашу и Вадима. Он знает, что они неформальные лидеры, а некоторые их даже боятся. Они пригласили Володю пойти домой и покурить «травки», убеждают Володю, что об этом никто не узнает . что делать Володе?
2. Леонид и Катя пошли на день рождения к Игорю. Они выпили шампанского, весело разговаривают, веселятся. Вдруг Игорь говорит, что шампанского явно недостаточно, и достает литровую бутылку водки. Он активно начинает предлагать выпить. Леонид выпил рюмку, но Катя отказалась. Игорь заново наполнил рюмки. Катя просит Леонида не пить, но Игорь сказал: «Ты что, не мужчина? У меня, твоего друга, день рождения, а ты отказываешься! Ты же не хочешь стать подкаблучником?» Как поступить Леониду? В зависимости от поведения Леонида, как поступить Кате?
3. Денис пошел на дискотеку. Там он встретил двух приятелей- Егора и Артема. Так как Денис стеснялся приглашать девушек на танец, приятели сказали, что лучший рецепт- это выпить граммов 100-200. Денис стал отказываться. Тогда Егор и Артем стали уговаривать его: «Ты что как ботаник? Мужик ты или нет?! Выпей для храбрости! Будешь поувереннее, девчонки на тебе пучками виснуть будут». Как поступить Денису?
4. Лена и Настя приехали к Оксане на дачу с ночевкой. Вечером Оксана предложила: «Давайте позовем моих знакомых парней, пусть принесут пива. Можно развлечься!» Лена сразу согласилась и тоже стала уговаривать Настю. Настя не хочет общаться с этими парнями. Она знает, что они ведут себя довольно агрессивно и могут настаивать на сексуальном контакте. Что делать Насте?
Шеринг. После каждой сценки: Насколько удачно был найден выход? Какие еще варианты могут предложить другие участники для выхода из ситуации?
В конце упражнения: Чем именно вам было полезно это упражнение?
В жизни часто случаются ситуации, из которых трудно выйти, не испортив отношения. Но каждый раз, когда на вас начинают давить и уговаривать, вспоминайте, что, пережив какой-то период дискомфорта и при этом ассертивно выйдя из ситуации, вы прокладываете вектор в то будущее, которое вас больше устроит и которое вы выбрали сами, а не подчинились навязанным предпочтениям других.

Заключительный шеринг

По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встрече?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)



Встреча 8. «Программист успеха»

Стартовый шеринг
Здравствуйте! С момента нашей последней встречи прошла целая неделя. Давайте по кругу расскажем друг другу, какое событие было для вас самым радостным на прошедшей неделе.

Упражнение «Спасибо тебе за то, что ты есть»
Сейчас мы будем перебрасывать друг другу вот этот предмет (маленький мячик). Тот, кому я дам его, должен будет поймать мячик, выбрать другого участника, бросить ему мячик и сказать: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодаря тебе я» и продолжить фразу. Тот участник, которому кинули предмет и сказали фразу, отвечает: «Спасибо тебе. Мне нужно, чтобы меня кто- то ценил». Потом он кидает предмет любому другому участнику и все повторяется. Начали!

Упражнение «Фьючервей» (ролевая игра- метафора)
Материалы: листы ватмана для фьючервеев. Фломастеры.
Разделитесь на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп- это большой консилиум. Вы- люди Будущего. И из Будущего вам хорошо видно, кому можно помочь и как это сделать. Вас пригласили специально, чтобы вы дали рекомендации человеку, который хочет начать употреблять наркотики, потому что не знает, как другим способом решить свои проблемы.
Вам нужно обсудить и выдать этому человеку фьючервей, то есть вы пропишете ему дорогу к успешной жизни.
Первый Консилиум выписывает фьючервей человеку, который хочет начать употреблять наркотики, чтобы испытать что- то новое, любит рисковать, доказывать свою смелость и независимость.
Второй Консилиум выписывает фьючервей человеку, который хочет начать употреблять наркотики, потому что считает, что он непривлекательный, его никто никогда не полюбит, и к тому же он считает, что у него нет никаких способностей, и ему никогда не удастся добиться успеха в жизни.
Третий Консилиум выписывает фьючервей человеку, который хочет начать употреблять наркотики, потому что его лучшие друзья начали их употреблять, и если он не станет делать так же, он потеряет друзей и останется в одиночестве.
Четвертый Консилиум выписывает фьючервей человеку, который хочет начать употреблять наркотики, потому что тему скучно и он не знает, чем себя занять. Кроме того, ему надоели постоянные скандалы между его родителями, и если сидеть дома, то и ему достанется.
Шеринг. Что тсамое главное вы поняли при выполнении этого упражнения? Что при выполнении упражнения было самым трудным? Почему? Что из составленных фьючервеев вы смогли бы применить в собственной жизни?

Упражнение «Развилка» ( упражнение - схема)
Материалы: листы А3, наборы цветных фломастеров. Лист ватмана с вопросами, над которыми нужно подумать участникам.
Путник шел по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника. О чем вы думаете, что вы чувствуете?
Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите фломастеров и изобразите на листе:
Свою прошлую историю
Свое положение в настоящий момент
Несколько вариантов (не менее трех) своей будущей жизни
Подумайте:
Куда вы хотите пойти?
С чем встретитесь на пути?
Чем отличается прошлый путь от будущего и что общего между ними?
Чем отличается каждый вариант вашего будущего пути?
Что нужно сделать, чтобы попасть на каждый из них?
Какой путь вы предпочитаете?
Что нужно сделать, чтобы на него не попасть?
По каким признакам вы узнаете, что вы на каком- то из трех путей (опишите признаки каждого пути)?
Шеринг. Расскажите о том, что у вас получилось. Что для вас было важным, значимым в этом упражнении?

Даже когда вы делали рисунок, вам пришлось задуматься, выбирать, оценивать. А в жизни мы часто стоим перед такими развилками. К сожалении., многие люди выбирают направление движения стихийно, не задумываясь о последствиях, а вот у нас в руках хороший способ, с помощью которого вы всегда можете осознать, в каком именно месте жизни вы находитесь и перед какой развилкой стоите. А главное, вы сможете выбирать то, что вам действительно необходимо. Это и есть свобода!
Слово «свобода» означает «свой путь». Когда мы идем по нему вслепую, это тоже наш выбор. Ведь что такое «Я не хочу выбирать! Пусть все будет как будет». Это решение, то есть выбор. Это значит, мы выбрали путь вслепую. Так что это выбранная нами бода. И нести ответственность за этот выбор придется нам. Но если вам не нравится бродить но жизни с завязанными глазами, вы всегда можете взять лист бумаги, карандаш или фломастерыНу а дальше вы уже сами знаете.

Упражнение «Формула любви»
Тренер предлагает участникам создать общегрупповой коллаж, который вместит в себя все составляющие любви между людьми. Выдается четыре листа ватмана, которые нужно склеить между собой. Краски, кисти, клей, ножницы, различные старые иллюстрированные журналы. На все дается 20 минут. Затем участники делятся впечатлениями.

Упражнение «Формула успеха»
Выполняется так же, как «Формула любви»

Заключительный шеринг: «Что я вынес с занятий?»
По кругу отвечаем на вопросы:
Что было самым интересным на встречах?
Что вызвало наибольшие трудности?
Что удалось и не удалось?
Какие из приемов вы уже используете в жизни?
Какие приемы вы намерены освоить?

Заполнение анкеты обратной связи (приложение 1)

Литература:

Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб: Речь, 2008
Кори Дж. Техники групповой психотерапии.-СПб,2001
Ли Д. Практика группового тренинга. -СПб: Питер,2001
Нейдхард Дж. Властелин эмоций.- СПб: Питер, 199








Приложение 1

Анкета- отзыв участника занятия

Уважаемый участник тренинга!
Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего занятия.
Обведи кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует твоему мнению.
Насколько ты доволен в целом?
Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень доволен
Насколько полезным для себя считаешь этот тренинг?
Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень полезен
Будешь ли применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?
Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

Можешь добавить что- либо еще, если хочешь:

Если хочешь, распишись__________________________Спасибо!










13PAGE 15


13PAGE 141015




15