Внеклассное мероприятие недели посвященной М.В. Ломоносову Чьим именем гордимся!


Филиал «Ломоносовской школы №5» ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»
г. Москва
Автор: Евдокимова Н.М., учитель биологии филиала «Ломоносовской школы» № 5
г. Москвы.
«Чьим именем гордимся!»
Внеклассное мероприятие.
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастье, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник.
М.В. Ломоносов



г. Москва, 2015 г.
Пояснительная записка
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!
Жизненный путь Михаила Васильевича – реальный пример силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции.
Проведение блицтурнира «Чьим именем гордимся!» возможно в качестве общешкольного внеклассного мероприятия для учащихся 6 классов в рамках Ломоносовской недели.
Цель: расширение знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Задачи мероприятия:
учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
развивающая – способствовать развитию кругозора, умение умения рассуждать, анализировать, делать вывод, коммуникативные способности;
воспитательная – воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.
Возраст участников – обучающиеся 6 класса.
Оформление доски — тема, портрет, тезаурус, мозаичные работы учащихся класса.
Материально-техническое оснащение: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.
Оборудование: конверты с заданиями, презентация, жетоны, видеофильм.
Темы для подготовки к игре:
Биография.
Достижения в физике, химии, минералогии, истории, литературе, роль в преобразовании русского языка.
Роль в освоении Арктики.
Знания в области языков.
Письмо графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа».
Увековечение памяти о Ломоносове на его родине.
Учебники, учебные пособия под редакцией Ломоносова.
Высказывания о Ломоносове.
Знание содержания произведений.

В игре три этапа: ДЕТСТВО, ПУТЬ В НАУКУ, ЛОМОНОСОВ УЧЁНЫЙ.
Просмотр фильма.
Игра начинается с конкурса капитанов, которым предлагается 2 вопроса. Участниками 1 этапа за игровыми столами становятся команды, капитаны которых ответили на предложенные вопросы.

Конкурс капитанов:
Одно из крупнейших учебных заведений нашей страны носит имя М.В. Ломоносова. Назовите его. (МГУ)
Кто назвал Ломоносова «самобытным сподвижником просвещения и первым нашим университетом»? (А.С. Пушкин)
Назовите заведения, в которых учился Ломоносов. (Славяно-греко-латинская академия, Петербургская Академия Наук, Германия, Марбург).
Профессором какой науки был назначен Ломоносов в 1745 году? (Химии).
Какие заведения были открыты в России по инициативе Ломоносова и когда? (1-я химическая лаборатория в 1748 году, Московский университет в 1755 г., типография при университете, в которой стала издаваться 1-я в Москве газета «Московские ведомости»).
Членом каких Академий являлся Ломоносов? (Российской, Академии художеств в Петербурге, Шведской, Болонской).
1этап ДЕТСТВО:
Проводится «Блиц-турнир»
(по очереди командам задаются вопросы о детских годах Ломоносова)
Когда и где родился М.В. Ломоносов?
(19 ноября 1711 г., деревня Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской области(около г.Холмогоры )
На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности? (Двина(Северная), Холмогоры)
Как звали отца Ломоносова?Кем он был? (Василий Дорофеевич Ломоносов)
Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
(Нет. В Холмогор ах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.)Кто обучал грамоте в своей деревне Михаила Ломоносова?
(Ломоносова обучал грамоте дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников)
Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет
Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? ( “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого.)
Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет
Какое название имел корабль отца? (Чайка)
2 этап ПУТЬ В НАУКУ:
Ведущий: Уже с детских лет Михайло был пытливым, остроумным ребёнком. Отец говорил сыну «Ужо в грамоту отдам тебя учиться. Там толкуй, что откуль. Больно ты у меня любопытен.» Ломоносов молчал, только когда спал.
В каком году отправился Ломоносов в Москву? (в 1730)
Как Ломоносов добирался до Москвы из родной деревни? (с рыбным обозом)
Куда поступил учиться М.В Ломоносов, когда оказался в Москве? (Славяно- греко-латинскую академию)
За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить в Славяно- греко –латинскую академию (крестьян не принимали)?
(За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу.)Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет
Где продолжал обучение Ломоносов после Москвы? (в Академическом университете Санкт-Петербурга; в Германии).
Что должен был изучить Ломоносов в Германии? (изучить горное дело и металлургию)
Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» (А.С.Пушкин)
«Петром Великим нашей поэзии»? ( В. Г. Белинский.)
Сколькими языками владел Ломоносов? (11 знал, на 20 мог читать, итого - 31.)
Какой язык был международным языком науки в то время , когда учился Ломоносов? (латинский)
Какие трудности возникали у Ломоносова, когда он обучался в Москве? (потешались одноклассники, не хватало денег)
3 этап ЛОМОНОСОВ – УЧЁНЫЙ:
Ведущий: Познания Ломоносова были обширны. «Гений архангельского мужика»- говорили про него. Сейчас мы поговорим о достижениях Ломоносова в науках.
(вопросы напечатаны на листках, команды снимают их и отвечают)
Назовите отрасли наук, где зарекомендовал себя Ломоносов, как учёный с большой буквы? (стихосложение, филология, минералогия, физика, астрономия, история, география, педагогика)Какую науку считал своей главной профессией М.В. Ломоносов? (Ломоносов считал химию своей "главной профессией")
Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? (Открытие атмосферы на Венере.)
Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительную трубу.)
Какое древнее искусство возродил Ломоносов? (Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано 40 мозаик, из которых до наших дней сохранилось 24)Какую фабрику построил Ломоносов и что там производилось? (Стекольную фабрику в Усть-Рудицах. На этой фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи. )
Какая мозаичная картина, изготовленная Ломоносовым, украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге? (С 1925 года мозаичная картина "Полтавская баталия" украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.)
Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов? (Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.)
Какая связь между Ломоносовым и модным увлечением сегодняшних школьниц плетением фенечек? (Да, стеклярус, который служит материалом для фенечек, тоже изготавливался на фабрике Ломоносова наряду со смальтой - цветными стекляшками для мозаики.)
Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук? (имени Ломоносова)
В каком году умер М.В. Ломоносов и где он похоронен? (4 апреля 1765 г., в Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище)
Кто автор памятника Ломоносову в Архангельске? (Скульптор И.П. Мартос, 1828 год).
В каком году был основан Московский университет? (1755)
Подведение итогов.




Литература:
Ворожейкин И.Е. Михайло Ломоносов. – М., 1989.
Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М., 2008. – 752 с.
Некрасова Е.А. Ломоносов – художник.
Усыкин Л.Б. Рассказы о Севере. – М., 2008. – 206 с.
Щуров Г.С. Очерки истории культуры русского Севера. – Архангельск, 2004. – 551 с.
Фруменков Г.Г. Слово о Ломоносове.