Сценарий классного часа для учащихся 5 классов по теме «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец – он все испытал и все проник», посвященного М.В. Ломоносову.


Сценарий классного часа для учащихся 5-х классов.
Тема: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец – он все испытал и все проник». А. С. Пушкин.
Девиз мероприятия: «Не стыдно не знать что-то, стыдно не хотеть узнать новое!».
Участники: обучающиеся 5-х и 8-х классов гимназии.
Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного - М.В. Ломоносова.
Задачи:1. Познакомить детей с основными заслугами перед отечеством М. Ломоносова.2. Поддерживать у ребят интерес и тягу к знаниям, воспитывать целеустремленность на примере жизни М.В. Ломоносова.3. Развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности школьников.
Ожидаемые результаты:1. Расширение кругозора школьников.2. Социально-личностное развитие обучающихся, исходя из поставленных задач.3. Формирование интереса к применению способов деятельности самостоятельными и коллективными усилиями.
Эпиграф.
Уходят люди… Их не возвратить.Их тайные миры не возродить…Да, остаются книги и мосты,Машины и художников холсты…Людей мы помним, грешных и земных.А что мы знаем, в сущности, о них?..
Евгений Евтушенко
Ход мероприятия.
I. Мотивация обучающихся.1 ведущий читает слова эпиграфа.- Наш классный час посвящен величайшему ученому-полиглоту, художнику, мыслителю и поэту – М. В. Ломоносову. Его имя не меркнет вот уже более трех веков, его открытия актуальны и сегодня. Ломоносов – это огромный мир, это целая эпоха в российской науке и культуре. (Слайды №1-2)
II. Конкурсно – информационная программа.
2 ведущий.
Он был ученый и поэт.Он размышлял про тьму и свет. В чем сходство стужи и тепла?Что можно сделать из стекла?Как получается фарфор?А что таится в недрах гор?Он краски изучал и цвет.Он создал университет. Своей рискуя головой, Разряд измерил грозовой.Был в красноречии силен.Историк он, географ он.И как сказал о нем поэт:«Он сам был университет!»
- Готовясь к классному часу, вы прочитали информацию о М.В. Ломоносове в различных источниках. Наши конкурсы и викторины проверят, насколько вы знакомы с темой.- Внимательно прослушайте наш краткий рассказ о Ломоносове. Эта информация вам будет необходима для участия в конкурсах.
1 ведущий
- Поморье – родина великого учёного и писателя, было особым местом в России. Здесь жили вольные и сильные люди. Родился Михаил Ломоносов в деревне расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры в семье Василия Дорофеевича, который занимался морским рыбным промыслом, совершал далёкие морские разъезды с казённой и частной кладью. (Слайды №3)
- А кто из вас знает, как называлась эта деревня? Узнаете, если выполните наше задание. (Слайд №4) (Класс делится на 3 команды по рядам и в дальнейшем конкурсы только командные)
2 ведущий.
- С десяти лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать Михайло с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте « Чайка вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Впоследствии в своих учёных поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Северный океан, Белое море, природу их берегов, жизнь моря и северное сияние. (Слайд №5)
1 ведущий
- Михаил Ломоносов рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семену Сабельникову. Страсть к знаниям с годами всё крепла, а в деревне негде было учиться. И Михаил решил уйти из дома. (Слайд №6)
- В начале зимы, в декабре 1730 года по обычаям тех промысловых мест, тяжело нагруженные товаром сани отправлялись в сторону Москвы. Везли солёную и мороженую рыбу, мешки с солью, ткани, скупленные на кораблях у европейских купцов, многое другое. Всё это можно было быстро и выгодно распродать на столичных базарах.
С помощью управляющего земскими делами в Холмогорах, Ивана Васильевича Милюкова, он получил паспорт и, заняв у соседа полукафтан и три рубля денег, без разрешения отца отправился в белокаменную Москву (по другим сведениям: отец отпустил его, но ненадолго). Путь был долгим - около полутора месяцев шёл обоз до Москвы. (Слайд №7).
2 ведущий
- В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Это первое русское высшее учебное заведение, основанное в 1687 году (Слайд №8).
- Годы учёбы были для Михаила тяжёлыми. Несмотря на свой немалый возраст, Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, так как он не знал латыни. Школьники, с которыми учился Михайло, были намного моложе его. Впоследствии Михаил Васильевич вспоминал: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Но ничто не останавливало Ломоносова: ни насмешки младших учеников, ни нужда. И в 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс академии.
1 ведущий
- А в ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Одной из первостепенных задач русских учёных на то время было изучение природных богатств России, возникла острая потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно, но нужны были свои, российские кадры. И вот уже через несколько месяцев, в сентябре 1736 года, Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. (Слайд №9)
В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии. Затем он путешествует по Германии и Голландии. В 1741 году в Россию Ломоносов вернулся уже сформировавшимся ученым.
2 ведущий
- Ломоносов работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода, Ломоносов ввёл в русскую речь новые термины. (Слайд №10)
- А какие это термины вы узнаете, если выполните задание на Слайде № 11.
1 ведущий
- В 1745 г. Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.Его учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул, было подтверждено в 19 веке.
- Как Ломоносов назвал молекулы, вы узнаете, если решите ребус на слайде № 11.
2 ведущий
- Ломоносов-поэт воспевает науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый, и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками. Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты Ломоносовым в его химической лаборатории. (Слайд №13). Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом (золотые рубины, их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их изготовления был давно утерян). В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина - Мадонна». Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России.
- Отгадайте ребус и узнайте, что в письме к И. И. Шувалову М. В. Ломоносов называл своим любимым детищем? Слайд № 15
- В 1752 году он получает разрешение на строительство под Петербургом в Усть-Рудице фабрики цветного стекла. Строительство фабрики началось в 1753 году, при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин. (Слайд №16).
- Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Им было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру 1, из 12 мозаичных картин. Полностью была собрана только одна - Полтавская баталия, которая сегодня украшает парадную лестницу здания Академии наук в Петербурге. (Слайд №17)
1 ведущий
- Под влиянием М.В. Ломоносова и при его непосредственном участии в 1755 г. открывается Московский университет, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Михаил Васильевич Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназиях и университете.
- Велики заслуги гения М. В. Ломоносова. Слайд 21. Проверьте себя. Соотнесите даты и события.
- А. С. Пушкин дал его деятельности высокую оценку, назвав его… А вот как А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова вы узнаете, если решите ребус на слайде № 18
2 ведущий
- Свою «науку» Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа».
- Из предложенных на слайде, найдите науки, в которые Ломоносов внес значительный вклад. (Слайд № 23)
1 ведущий
- Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний, не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе. (Слайды №24 – 32)
III. Заключение.
2 ведущий
- В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова», где следующие строки были посвящены вам, ребята:
Науки юношей питают,Отраду старцам подают,В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут.В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде…1 ведущий
О, ваши дни благословенны!Дерзайте, ныне ободренны,Раченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.
- Не ленитесь, учитесь, будьте полезны нашей Родине. Спасибо за внимание.
IV. Рефлексия.
– Какое открытие вы сделали на этом уроке? Используя прием «Синквейн», заполните таблицу.
1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза Вывод Например. (Ведущий называет этот вариант СИНКВЕЙНА после того, когда заслушает команды)
1 существительное Ломоносов
2 прилагательных знаменитый талантливый
3 глагола открывал учился изобретал
Фраза Ломоносов – наш русский университет
Вывод ученый
V. Подведение итогов.Подводятся итоги конкурсов. Называются результаты каждой команды. Участникам команды-победительницы вручаются призы.
VI. Источники информации.
1. Петр первый мозаикаhttp://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovmozayka-1.jpg2. Фабрика в Усть-Рудице.http://www.rusdeutsch.ru/image/history/Glava2/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%2018%20%D0%B2.%20%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg3. Полтавская битва фрагментhttp://vivatfomenko.narod.ru/lib/poltava_2.jpg4. Слово о пользе химииhttp://ritz-btr.narod.ru/Pictures/lomonosov.gif5. Российская грамматика.http://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/53750145_Rossiyskaya_grammatika__.jpg6. Слово о явлениях воздушной силыhttp://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/x_10..JPG7. Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX векhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpgКниги и статьи.1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов-М.: Просвещение, 1996 -255 с.2. Ломоносов – великий сын Россииhttp://rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm3. Ломоносовhttp://myxalych.narod.ru/Lomonosov.files/image004.jpghttp://40305-s-012.edusite.ru/images/p40_lomo.jpg4. Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2%2C_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7VI. Приложения.
Задания командам.
№1.
Если Вы последовательно выполните все задания, то у Вас получится название деревни, в которой родился М. В. Ломоносов
Две первых буквы – третья нота в нотном стане2 вторых буквы – 2 первые буквы из слова, обозначающего предмет, на котором Винни - Пух летал за медом5 букв – столица Беларуси, но М=НПредпоследняя буква – первая буква алфавитаПоследняя буква – последняя буква алфавита.
Ответ._________________________________________________________
№2.
Ломоносов ввел в русский язык новые слова. Попробуйте составить их
Составные части терминов Ответ
ТЕРМО МУЛА ФОР МЕТР БАРО СФЕРА АТМО МЕТР №3.
Что в письме к И. И. Шувалову М. В. Ломоносов называл своим любимым детищем?
11 3 8 17
6 13 5 12
10 16 15 7
18 21 19 1
2 14 9 4 20
т б ц т
к о и н
е с о у
е а к ф
а г в рл
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________
№4.
Если Вы расшифруете запись, то сможете узнать, как А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова.
1 2 3 4 5 6 7 8
А В Г ЗРА К Е Е
Б Е Л У И Ж А ПО
В Б С Т У У А А Б
Г В Н С ЗПЙ Э ПД А Е ЫД РЛ РЬ
Е ПЮЙ ШН ЮХ Б
Ж И О Я Л Н Г Г В
И М А Е А Б К Н Л
К К Е ПТ Ж ШК У
Г2, В6, Е4
Б7, А8, Д5, Г1, Д3, Г6
Б5, Ж5, Б4, А1, И3, Д7, Г3, Ж1
К4, Б1, В3
Ответ.
№5.
Соотнесите события и даты.
Был построен телескоп (сумма цифр – 16) 1748
Сконструирован термометр (сумма цифр – 15) 1750
Открыта первая в России научная химическая лаборатория (сумма цифр – 20) 1752
Составлен рецепт приготовления Фарфоровых масс (сумма цифр – 13) 1762
Закончена мозаика «Полтавская битва» (сумма цифр – 18) 1764
№6.
Какое открытие вы сделали на этом уроке? Используя прием «Синквейн», заполните таблицу.
1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза Вывод