Сценарий внеклассного мероприятия по географии — игры БОЛЬШИЕ БУКВЫ для учащихся 6 классов, посвященного М.В. Ломоносову.


Игра «БОЛЬШИЕ БУКВЫ»
Внеклассное мероприятие по географии на предметной неделе, посвященное М.В. Ломоносову
О, вы, которых ожидаетОтечество от недр своих…Дерзайте ныне ободреныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В.. Ломоносов
Цель и задачи: 1. Пробуждение у ребят чувства гордости, восхищения, уважения к своей родине - России. 2. Обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
3. Развивать способности коммуникации обучающихся в индивидуальной и групповой работе.
Участники: 3 команды по 6 человек из 6 классов.Оборудование:
1. Презентация (прилагается)2. Экран, ноутбук.3. Набор букв: атлас, мозаика , краеведенье. Большие буквы : УНИВЕРСИТЕТ. Четыре восклицательных знака4. Карточки с названиями: Дворец Петра III в городе Ломоносов, Мемориальный дом-музей им М.В. Ломоносова, Театр Драмы имени М.В. Ломоносова Дмитриевская церковь, Московский Государственный Университет им М.В. Ломоносова5. Образцы горных пород: гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь, полевой шпат, слюда, железняк, мрамор.Правила игры: Цель игры: собрать БОЛЬШИЕ БУКВЫ, из которых нужно составить слово. Для того чтобы заработать БОЛЬШУЮ БУКВУ учащимся необходимо выполнять различные задания. В каждом задании учащиеся зарабатывают буквы, из которых составляют слово, если слово составлено правильно, команда получает право начать новый конкурс игры. В ходе игры, при выполнении дополнительных заданий, команда зарабатывает восклицательные знаки, в конце игры учащиеся могут обменять «!» на недостающие БОЛЬШИЕ БУКВЫ, или оставить их для супер – игры. Каждый знак увеличивает время супер – игры.
Ход игры.
Учитель.
- Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной.- НАШУ ИГРУ МЫ ПОСВЕЩАЕМ великому россиянину - Михаилу Васильевичу Ломоносову.
1. ТУР «Дай ответ».
1. Конкурс «Ломоносовская викторина»Командам поочередно предстоит ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете букву.Вопросы:1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет2. Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет3. Кто был первым учителем Ломоносова? Иван Шубный4. Какие книги Ломоносов назвал «вратами своей учёности»? «Псалтырь» Симеона Полоцкого, «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого5. Сколько лет исполнилось М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву? 19 летБуквы могут оказаться в разных командах. Ведущий просит поднять буквы и всем участникам игры из них составить слово. Если на какой – то вопрос команда не дала ответа, то они не получают букву. Однако, ребята могут попытаться отгадать слово целиком.Слово АТЛАС.- Почему сложилось слово «АТЛАС», какое отношение оно имеет к М.В. Ломоносову?Ответ. В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии Наук. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. 2. Конкурс «Первая буква «В». Условие.За 1 минуту командам поочередно необходимо назвать как можно больше слов связанных с географией и начинающихся на букву «В». За правильное выполнение задания команда получает «!», который она может в ходе финальной игры обменять на дополнительное время.Например: вулкан, вискачи (род грызунов семейства шиншилловых, обитатель Ю. Америки), Воркута, Волгоград, Владивосток, – города РФ, воздух, внутренние воды, весна, ветер, российская станция Восток в Антарктиде, регион Восточная Европа, воздушные массы, Волга, оз. Верхнее, Венесуэла – государство Ю. Америки, Восточно-Сибирское – море Северного Ледовитого океана, водоросли и т.п.), 2. ТУР «Угадайка».
1. Конкурс «Соотнеси объект».Условие.От каждой команды вперед выходят по одному представителю. Каждому игроку даются карточки с названиями (подготовить 3 пакета карточек). Игроки встают на небольшом расстоянии друг от друга. Смотрят на экран и, угадав объект, поднимают карточку с его названием (соотносят название и изображение объекта). Кто первым поднял верно карточку, объясняет свой выбор самостоятельно. Если игрок не может объяснить свой выбор, то просит помощь у команды. За правильное и полностью самостоятельное выполнение задания игрок получает «!».
На карточках названия:1. Московский Государственный Университет им М.В. Ломоносова.(В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян).
2. Площадь Ломоносова.
(Возникновение ансамбля площади Ломоносова (Чернышевой) связано с осуществлением замысла знаменитого русского архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Небольшой сквер на площади Ломоносова возник в 70-х годах ХIХ века, в центре которого в 1892 году был установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П.П. Забелло)3. Мост М.В. Ломоносова.
(Мост Ломоно́сова (с 1948 года; c 1798 по 1948 год — Чернышёв мост) — мост через реку Фонтанку в Санкт- Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова. Постоянный каменный мост на этом месте построен в 1787 году на месте cуществовавшего прежде деревянного моста).
4. Орден Ломоносова.
(Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства).
5. Станция метро «Ломоносовская».
(Станция открыта в Ленинграде 21 декабря 1970. Архитекторы: А. Я. Мачерет, Л. С. Чупина. Архитекторы вестибюлей: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, Г. Д. Булаевская).6. Дом - музей М.В. Ломоносова в г. Архангельске.
(На родине ученого в селе Ломоносово есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Возрождается фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова).7. Могила М.В. Ломоносова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
(Умер Михаил Васильевич 15 апреля (по старому стилю – 4 апреля) 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге)2. Конкурс «Слова заканчивающиеся на «Т» ».Условие.За 1 минуту командам поочередно необходимо назвать как можно больше географических слов, заканчивающихся на букву «Т» (Слова существительные в единственном числе в именительном падеже. Например: гранит, транспорт, Рабат – столица Марокко, магнит, боксит – полезное ископаемое и др. Побеждает команды, игроки которой назовут больше слов, и получает «!»Игра со зрителямиВам необходимо назвать как можно больше наук, которые связаны с географией. За правильное выполнение задания команда получает «!»3 ТУР «Определи горную породу».Учитель.
- Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма. Условие.
Перед вами коллекция с образцами горных пород, вам нужно угадать их и получить букву от слова и составить из букв слово. Из каждой команды к первой парте выходят по одному представителю и поочередно отгадывают породы.- Из собранных букв составьте слово, а если букв не хватает, попробуйте отгадать слово. (Из букв получается слово. МОЗАИКА).Учитель.- Какое отношение слово «МОЗАИКА» имеет к М.В. Ломоносову?Ответ. Мозаика - искусство, которое возродил М.В. Ломоносов. До того, как обзавёлся химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.. К мозаике М.В. Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Открыл фабрику в Усть-Рудицах, где трудилось несколько мастеров. В стиле мозаики ими были выполнены портреты сестер императрицы Елизаветы – Анны Петровны, её сына Петра Фёдоровича, графа П.И. Шувалова, овальный портрет Елизаветы. В течение 4-х лет Ломоносов работал над «Полтавской баталией» (6,5х5 м – 1млн 30 тыс кубиков смальт.)
4 ТУР Устаревшие слова.Учитель.
- Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т.д.- Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие поморские слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. 1. У желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног. (Желна – это дятел. 2 ноги).2. - Что такое ланиты? а) ткань; б) цветы; в) щеки. (Щеки).3. Вран – это: а) враг; б) врун; в) ворон. (Ворон).4. Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет. (Наставник).5. Что такое полушка? Сколько копеек в полушке: а) 10; б) ½; в) ¼.(Серебряная монета достоинством в полденьги, т.е. ¼ копейки).6. Для чего использовали дощеник: а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма. (Дощеник (дощаник) – плоскодонное парусное весельное судно).7. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане. (Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).8. Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки. (Толмач – переводчик).9. Покажите десницу. (Десница – правая рука).10 Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахали; в) пели.(Орать (орати) – пахать).11. Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.(Простоволосый – с непокрытой головой).
Условие. Команды отвечают на вопросы поочередно и за каждый правильный ответ ребята получают Букву. Из собранных букв ребятам нужно составить слово, а если букв не хватает, попробуйте отгадать слово («КРАЕВЕДЕНИЕ»). - Почему слово краеведение?Ответ. Краеведенье – это комплекс наук, изучающих часть страны местным населением, для которых эта территория считается малой родиной. В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения.
ФИНАЛ «Лучший игрок».
Разминка.От каждой команды к первой парте выходят по одному игроку, им выдается пакет с буквами. Из предложенных букв они все вместе должны сложить слово. (Ответ – слово «УНИВЕРСИТЕТ»).- Объясните, почему в игре мы используем это слово и как оно связано с М. В. Ломоносовым.Ответ. В мае 1755 г. в Москве по проекту Ломоносова был открыт первый в нашей стране университет. Ломоносову принадлежала не только идея создания этого учебного заведения, но и план организации в нем учебного и воспитательного процесса, разработка программы его деятельности, определение его места в общественной жизни страны. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова. (За верный ответ игрок получает «!»).Условие финального конкурса.За 1 (+ по 0,5 минуты, за каждый «!») минуту вам необходимо составить новые слова из слова УНИВЕРСИТЕТ, игрок, составивший большее количество слов, объявляется Лучшим игроком игры.Подведение итогов. Награждение.Источник информации:Сайт Великий сын России http://lomonosov.ogkuipt.ruПриложения.
МГУим М.В. Ломоносова.
Площадь Ломоносова.
Мост М.В. Ломоносова.
Орден Ломоносова.
Станция метро «Ломоносовская»
Дом - музей М.В. Ломоносова в г. Архангельске.
Могила М.В. Ломоносова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
А Т
Л А
С М О
ЗА
И К
А У Н
И В
Е РС И
Т Е
Т ! ! !
! ! !
! ! !
! ! !
! ! !
! ! !
! ! !
! ! !