Самоанализ урока русского языка на тему Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании (9 класс)


Самоанализ урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
Урок русского языка, который был представлен вашему вниманию, входит в программу по русскому языку 9 класса.
Была поставлена следующая цель: систематизировать знания обучающихся о словосочетании как о синтаксической единице.
Задачи:
- закреплять умение обучающихся отличать словосочетания от других синтаксических конструкций;
- отрабатывать навык определения способа связи слов в словосочетании;
- развивать самостоятельную познавательную деятельность и творческое мышление;
- воспитывать ответственность за качество своих знаний, умение сплоченно и дружно работать в коллективе.
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «Тактики сотрудничества»: ученик – учитель – ученик. Я на своем уроке придерживалась этого принципа и создавала условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся.
ТРКМ предполагает три стадии:
I – Стадия вызова. Задача: актуализация знаний, определение темы, постановка проблемы, имеющей личностный, нравственный характер. Задача реализована через активизацию мыслительной деятельности обучающихся (разгадывание кроссворда и фронтальный опрос).
II- Стадия осмысления предполагает решение нескольких задач, поэтому она является дробной, происходит смена видов деятельности. Для того, чтобы каждый из ребят смог систематизировать собственные знания и умения по теме урока «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании», я использовала несколько приемов.
Один из них - коллективное «составление кластера», благодаря чему ребята постоянно находились во взаимодействии друг с другом. Все формы работы, примененные на уроке, направлены на решение поставленных мною задач.
1) Для решения первой задачи был проведен синтаксический разбор предложения с последующим вычленением из него словосочетаний. На протяжении выполнения данного задания ребята повторили отличительные особенности словосочетаний от других сочетаний слов.
Также мною был использован приемы: «обучение сообща» и анализ научной литературы – работа с «Толковым словарем Ожегова», которые организовали групповую работу обучающихся при актуализации знаний о видах подчинительной связи, в результате чего ребята пополнили свои знания по теме.
2) Задача – отрабатывать навык определения способа связи слов в словосочетании решалась через прием «заполнение сводной таблицы» в ходе анализа текста, что позволило активизировать мышление обучающихся.
На всех этапах работы осуществлялся контроль за правильностью выполнения заданий путем взаимопроверки и коллективной проверки.
III - На стадии рефлексии обучающимся вновь возвращаются к кластеру, который был составлен в ходе урока и самостоятельно оценивают уровень знаниевой компетенции по теме урока. Целью этого этапа является – осмысление всего рассмотренного материала, формулирование собственного мнения.
В ходе занятия формировались такие универсальные учебные действия, как:
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– осуществлять анализ и синтез.
Логические УУД:
- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выдвижение гипотез и их доказательство.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности обучающихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.
Способы взаимодействия продуманы с учетом возрастных особенностей.
Урок прошел в ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Активность и работоспособность ребят на занятии хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как обучающихся между собой, так и между обучающимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные цель и задачи занятия удалось реализовать.