Урок по русскому языку в 7 классе по теме Типы подчинительной связи. Примыкание


Мырзахметова Айнур Хамитовнаучитель русского языка и литературы
средней школы № 210 им. О.АбилпаттаеваСырдарьинского района Кызылординской области
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык.
Класс: 7
Тема урока: «Связь слов в словосочетании. Примыкание».
Тип урока:изучение нового материала.
Цель урока: - знакомство с типом связи слов в словосочетании - примыканием.
адачи урока:
Учащиеся должны знать тип связи в словосочетании - примыкание; познакомиться с алгоритмом распознавания типа связи - примыкание; уметь находить тип связи примыкание среди других типов; попробовать составлять словосочетания с типом связи примыкание; формулировать учебную задачу урока, сотрудничать;
Развивать мышление, речь, внимание;
Воспитывать старание, стремление к достижению поставленных целей; критическое отношение к своим действиям.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценива-ниеРесурсы, оборудо-вание
І.
Психологический настрой
Организует действия учащихся
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
1. Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Выполняют требования учителя
ІІ.
Организационный момент Учитель просит выбрать из шкатулки листочки, где даны словосочетания с двумя типами связи, соответственно и идёт деление на группы. 1 стол – согласование, 2 стол – управление.
- А как вы,думаете почему мы так разделились? Учащиеся выбирают листочки из шкатулки, определяют тип подчинительной связи, соответственно делятся на две группы.
- Потому что мы изучили 2 типа связи согласование и управление. Слайд №2
ІІІ.
Подготовка к восприятию новой темы 1. Применение учителем метода критического мышления «Верные и неверные утверждения».
Поиграем в игру «Верите ли вы…». Перед вами листочки с таблицами, на которых вы будете отмечать «+» - если верите, и «-» - если не верите на второй строчке таблицы.
Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?
Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная?
Верите ли вы, подлежащее и сказуемое является словосочетанием?
Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?
Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?
2. Рубрика «Давай подумаем»
- Теперь обратите внимание на слайд, на нём я представляю вашему вниманию ряд словосочетаний. Прочитайте словосочетания и распределите их по двум столбикам: 1 – согласование, 2 – управлениеблизкий берег, талантливая пьеса, ходить пешком, пиджак брата, первая стипендия, выполнить аккуратно, достоин уважения, отчаянная храбрость,встретить друга, спать стоя, раскрыть ладони, идти к огню, читать письмо, медленно подошёл, главная улица, тихо шептать, писали разборчиво, изображение пирамид, сижу за столом.
- Прочитайте оставшиеся словосочетания.
- Почему вы их не распределили?
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Да, дети, правильно мы сегодня будем говорить о новом виде подчинительной связи – примыкание.
- Чему мы будем сегодня учиться?
-Давайте запишем тему нашего урока.
1. Включается презентация.
Заполняют таблицу:
1 2 3 4 5 6 7
2. Учащиеся распределяют словосочетания по двум типам словосочетания.
- Так как мы не знаем куда их отнести.
- О новом типе связи в словосочетании .- Примыкание.
- Будем учиться распознавать словосочетания с типом связи примыканием, а также составлять словосочетания Учащиеся оценивают себя на листах самооцениванияСлайд №3
Слайд №4
ІV.
Открытие детьми новых знаний 1. Приём ЗХУ
- Ребята, то что узнали о словосочетаниях на предыдущих уроках, обобщим в таблице ЗХУ
ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Согласование – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. От главного слова к зависимому задаем вопросы какой? чьё? который? Главное слово при согласовании – это сущ-ое, а зависимое слово может быть прил-м, причастием, порядковым числ-м, местоимением.
Управление – это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. В качестве главного слова могут при управлении могут выступать разные части речи, в качестве зависимого - только существительное. Что такое примыкание?
Какими частями речи выражаются главные и зависимые слова?
Какие вопросы задаем от главного слово к зависи-мому? - О каком типе связи в словосочетании мы еще не знаем?
- А сейчас я вам предлагаю прочитать мини – лекцию. Сначала прочитайте, затем обсудите в парах.
- А теперь, дети, заполним нашу таблицу до конца.
ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Согласование – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. От главного слова к зависимому задаем вопросы какой? чьё? который? Главное слово при согласовании – это сущ-ое, а зависмое слово может быть прил-м, причастием, порядковым числ-м, местоимением.
Управление – это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. В качестве главного слова могут при управлении могут выступать разные части речи, в качестве зависимого - только сущест-ое. Что такое примыкание?
Какими частями речи выражаются главные и зависи-мые слова?
Какие вопросы задаем от главного слово к зависи-мому? Примыка-ние – такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу. В качестве главного слова выступают глагол и иногда имя сущ-ое, в качестве зависимого – наречие, деепричастие, Н.ф. глагола, сравнительная степень прил-го.
От главного слова к зависимому задаем вопросы – как? о чем? что? какое?
2. Работа с алгоритмом.
Учитель предлагает учащимся на постерах разобрать по 3 словосочетания по данному алгоритму.
- Мы на прошлых уроках составили алгоритм разбора словосочетаний. По этому же алгоритму будем разбирать тип связи – примыкание.
1. Ищем главное и зависимое слово.
2. Пробуем изменить главное и зависимое слово.
3. Может ли вообще меняться форма зависимого слова?
4. Какой частью речи является зависимое слово?
Учитель раздаёт 2 группам постеры, в котором они должны по алгоритму выписать из текста «Свет осени» на стр.31 словосочетания и разобрать их. 1. Учащиеся помогают заполнить таблицу ЗХУ
- О примыкании.
Учащиеся читают лекцию и заполняют, оставшуюся часть таблицы ЗХУ.
2. Дети в постерах должны по алгоритму выписать из текста «Свет осени» на стр.31 словосочетания и разобрать их.
Учащиеся 2-х групп оценивают друг друга по методу «2 звезды и одно пожелание»
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Постеры, маркеры, учебник
V.
Физминутка1.Учитель зачитывает словосочетания, учащиеся внимательно слушают и выполняют зарядку.
Если словосочетание со способом связи – согласование, то делают хлопок, если управление, руки ставят на пояс, если примыкание, то делают прыжок.
Любимое занятие, думать об экзамене, хорошее настроение, жить дружно, весёлый смех, любить крепко, школьная тетрадь, выносить мусор, животный мир, готовить обед, маленький мальчик, добрый человек, идти по лесу, тёплое лето, петь громко, белый от снега, любимая мама, близкий берег, смотреть далеко, шагать быстро, весенний день, восхищаться ответом, верный ответ, заниматься спортом, подошел тихо, открытая ладонь.1. Дети становятся в круг и выполняют физзарядку VІ. Обобщение Работа с заданием из учебника упр. 10 на стр.32. Учащиеся выполняют упражнение 10 на стр.32. (по методу комментированное письмо) Учитель проверяет, корректирует, оценивает работу детей Слайд №8
учебник
Приём «Верные и неверные утверждения»
Итак, вернёмся к началу нашего урока. Мы играли в игру «Верите ли вы…» . Сейчас проверим с вами, насколько вы сведущи в данной теме. Перед вами таблица с верными ответами, а вы проверяете себя, и в третьей строке записываете верный ответ, если он был неправильным.
1. Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?
Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная?
Верите ли вы, подлежащее и сказуемое является словосочетанием?
Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?
Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?
Теперь посмотрите свои таблицы.
Если у вас нет ошибок, вы поднимайте фишку зелёного цвета (вы молодцы, правильно оценили ситуацию на уроке!Я вами горжусь.).Если 1-2 ошибки, вы поднимайте фишку жёлтого цвета (хорошо, но хотелось бы лучше).Если 3- 4 ошибок, вы поднимайте фишку красного цвета (внимание, следует повторить знания по теме, старайся, изучай, думай, повтори пройденное, и всё получится!) Проверяют таблицу, корректируют её.
1 2 3 4 5 6 7
Учащиеся оценивают себя на листах самооцениванияПоднимают фишки, мысленно оценивают свою работу на уроке. Слайд №9
Фишки зеленого, желтого и красного цвета
VІІ.
Игровая ситуация «Кто хочет знатоком словосочетаний» Знаток словосочетаний.pptСамостоятельная работа. Учащиеся работают по ноутбуку. Самооценивание. Слайд №10
VІІІ. Обратная связь Учитель раздает детям по одному шару и в зависимости от полученных знаний, ученики маркером рисуют на шарике рожицу.
*Если вам было всё понятно на уроке, то нарисуйте улыбающегося смайлика.
*Если вы не поняли, то нарисуйте огорченного смайлика. 1. Учащиеся рисуют на шариках смайлики. Самооцени-ваниеШары, маркеры
ХІ. Домашнее задание Учитель задаёт домашнее задание. Практика - упражнение 8. Теория – выучить правило на стр.31 Учащиеся записывают задание на дом в дневниках. Слайд №11