Уроки по русскому языку по темам «Согласование», «Управление», «Примыкание»


Тема: «Согласование.»
Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления.
Оборудование: мультимедийный кабинет ,интерактивная доска ,опорные схемы , флипчарты.
Тип урока:
Методы урока: частично-поисковый
Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Какое сейчас время года? (Осень.)
-Правильно. Лето быстро пролетело. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края. Дни становятся короче ,а ночи - длиннее .Дуют холодные ветры .Льют проливные дожди .С деревьев падают багряные листья .Хотя наступили прохладные дни, у нас в классе царит теплая атмосфера.
-А теперь давайте дадим описание небу.
-Молодцы! У нас получилось осеннее небо. Ребята! Что написано на каждом лучике? (На каждом лучике написаны слова.)
ясное

небонебо безоблачное
пасмурное

осеннее
-Что можно составить с помощью слов? (С помощью слов можно составить словосочетания.)
-А из чего состоят словосочетания?( Из главного и зависимого слова.)
2.Актуализация знаний.
Запись словосочетаний на доске.
Пасмурные дни
Холодный ветер
Проливной дождь
Осенние дни
Перелетные птицы
Теплая атмосфера
-А что конкретнее называет предмет? (словосочетание)
3.Групповая работа. (Сентябрь .Октябрь. Ноябрь.)Упр.7 Прочитать текст. Ответить на вопросы к тексту. Выписать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.
Золотая осень. (Главное слово согласуется с зависимым в роде ,числе ,падеже.)
Небесный свод (м.р., им.п., ед.ч.)
Ужасные раскаты (мн.ч., им . п.)
4.Работа с одаренными учениками. Упр.10.Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное»,обозначьте суффиксы в прилагательных.
5.Игра «Кто внимательнее?»
На доске даны слова ,словосочетания и предложения. Учащиеся должны выписать словосочетания со связью согласования.
Наступила осень. Лес. Знойного лета. Чистая рубашка. Месяц. Белые паруса. Счастливая жизнь. Осенний дождь. Радость. Добрые глаза. Смотреть внимательно. Написатьписьмо. Пристально смотреть.
5.Работа в парах.
Упр.12.Найти пару и записать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.
6.Рефлексия.
Что я сегодня узнала на уроке? Чем он мне понравился и чем нет?
7.Оценивание. Взаимопроверка.
8.Домашнее задание.
Используя словосочетания, составленные в начале урока, написать мини-сочинение об осени.

Тема: «Управление»
Цели: дать возможность учащимся понять о способах подчинительной связи: управлении;
отработать умение правильного употребления их в речи;
содействовать умению работать в группах, используя средства информационных технологий;
развивать навыки логического мышления.
Тип урока: формирование новых знаний.
Метод урока: диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, опорные схемы.
Ожидаемый результат: умение работать в группе, пробудить желание и интерес к уроку. Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой.
-Что такое счастье?
-Что значит быть счастливым ?Хорошая оценка ,похвала учителей и родителей, доброжелательные отношения между тобой и окружающими – можно ли это назвать счастьем?
Что делать, чтобы после урока вы уходили домой счастливые?
2.Этап проверки знаний
Выборочный диктант
Выписать словосочетания со связью согласования.
Знойное лето, писать красиво, заниматься спортом, утренняя гимнастика великолепная восьмерка, прекрасное зрелище, думать о прекрасном, восточная мудрость ,бодро зашагал, пойти направо, умная девушка, быстро бежать, живое слово.
3.Работа над новым материалом.
1.Чтение текста «Степь».
2.Ответить на вопросы к тексту
-Какие растения украшают степь в апреле?
-Почему лето портит роскошную степь?
-Какие изменения происходят осенью в степи?
-Какие чувства выражает автор при описании степи?
3. Выписать словосочетания
Запестреет (чем?) растениями.(управление)
4.Слово учителя
Управление-это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.
5.Работа в группах
Объяснительное списывание
Летела с крыш
Высушил до корня
Потянулся к хлебу
Постучал по стеклу
Соберу ребят
Займусь спортом.
6.Работа в парах
Упражнение 10.Дописать словами из текста.
7.Работа с одаренными детьми
Придумать рассказ , используя следующие словосочетания:
Лесная тропинка, ехал на велосипеде, пестрая птичка ,смотрел по сторонам, большой камень, с трудом добрался.
Определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.
8.Поэтическая минутка
Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.
С каким чувством пишет поэт о радуге?
9.Оценивание
+ справился
? сомневался
- не справился
10.Рефлексия
Получение обратной связи.
11.Домашнее задание
Упражнение 17.Работа по картине А. Куинджи «Радуга»
Тема: «Примыкание»
Цели: формировать навыки умения составлять словосочетания с типом подчинительной связи «примыкание»;
Развитие навыков критического мышления; вызвать чувство ответственности за свою работу.
Тип урока: частично-поисковый.
Оборудование: флипчарт, интерактивная доска, спикеры ,опорные схемы.
Ожидаемый результат: научить работать в группе, вызвать у учащихся интерес к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Проверка домашнего задания.
Вопросно-ответная беседа
-Что такое словосочетание?
-Назовите виды подчинительной связи.
-Какой вид связи называется согласованием?
3.Работа в группах
На доске даны слова. С этими словами составить словосочетания.
Читать Смотреть Слушать
громко долго внимательно
выразительно искоса не перебивая
тихо с удивлением молча
Слово учителя
Как эти слова связываются между собой (по смыслу)
Значит, примыкание-это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
4.Работа у доски. ( интерактивная доска)
На доске даны словосочетания
Бежать быстро
Падать навзничь
Завернуть направо
Умчаться вскачь
Ударить наотмашь
Ждать долго
Найти главные и зависимые слова. Определить тип подчинительной связи.
5.Работа с текстом.
Упражнение 6.Прочитать текст «Свет осени»
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
6.Групповая работа.
Упражнение 8.Составить словосочетания по способу примыкания.
Упражнение 9.Определить способ подчинительной связи.
7.Игра «Кто быстрее?» Дополни.
Любить
Ненавидеть
Читать
Сидеть
Плясать
Бежать
Умываться
Просыпаться
Радоваться
8.Итог урока
-Какие модели относятся к типу связи примыкание?
Глагол + наречие глагол +существительное
Существительное +наречие числительное + существительное
Прилагательное +существительное
9.Оценивание
за правильный ответ – 5 баллов;
за неточный ответ – 4 балла;
за ответ с большими погрешностями – 3 балла;
за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.
10.Рефлексия.
Над какой темой работали?
Для чего нужны эти знания?
11.Домашнее задание.
Упражнение10.11.
Тема: «Урок- повторение «Способы подчинительной связи»
Цели: повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;
РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ,разитие навыков критического мышления;
ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ.
Тип урока: частично-поисковый, обобщение и закрепление знаний о способах подчинительной связи.
Оборудование: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ФЛИПЧАРТ.
Ожидаемый результат: умение различать все виды подчинительной связи, пробудить желание и интерес к уроку.

ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Психологический настрой.
Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
- Класс ?- Как ваши дела?
-Как настроение?
-Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут».
2. БЛИЦ-ТУРНИР. Что я знаю?
1.Что изучает синтаксис?
2.Назовите основные виды синтаксиса?
3.Что такое словосочетание?
4.Чем отличается словосочетание от слова?
5.Из каких частей состоит словосочетание?
6.Как связаны грамматически слова в словосочетании?
3.Групповая работа. (Согласование, управление, примыкание)
Работа с текстом «Обыкновенная земля» К.Паустовского.
1.Чтение текста по цепочке.
2.Ответы на вопросы по тексту.
4.Выборочное списывание
Выполнение заданий:
1.Найти в тексте словосочетания по способу связи: согласование, управление, примыкание.
2.Сделать синтаксический разбор предложений: Веселый турист шел по тропинке и напевал песню. Слеза скатилась у коня из глаз.
5.Объяснительное списывание( работа на интерактивной доске)
Укажите способы подчинительной связи в словосочетаниях:
Мороз лютый-
Летела с крыш-
Высушил до корня-
Потянулся к хлебу-
Поднять невозможно-
Нехотя встал-
Всеобщее согласие-
Постучал в дверь-
Соберу ребят-
Посмотрел по сторонам-
6.Тестовые задания
1.Укажите словосочетание:
А) прыгать с трамплина;в)идет снег;с)собака залаяла.
2.Укажите словосочетание со связью согласование:а )красивый голос;
в) слышать голос;с)раздался голос.
3.Укажите словосочетание со связью управление:
А) зимнее утро;
В) дождаться утра;с) рано утром.
4.Укажите словосочетание со связью примыкание:а) способный ученик;в) шкатулка из яшмы;с) говорит тихо.
5.Какие типы связи слов существуют в русском языке?а) согласование, управление, примыкание;в)дополнение, обстоятельство, определение;с)именные, глагольные, наречные.
6.Что изучает синтаксис?
А) слова и их значения;в)звуки речи;с)словосочетание и предложение.
7.Итог урока
Составить кластер на тему: «Способы подчинительной связи»
8. РЕФЛЕКСИЯ
Чему вы научились, изучив тему «Способы подчинительной связи».
9.ОЦЕНИВАНИЕ.
Самопроверка, оценивание друг друга.
10.Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Природа моего края»