Технологическая карта урока по русскому языку Связь слов в словосочетании в 8 классе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №10 городского округа Кинель Самарской области





Технологическая карта урока по русскому языку «Связь слов в словосочетании» в 8 классе.


Автор работы:
Ф.И.О. Никонорова Вера Васильевна
место работы ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель
должность учитель русского языка и литературы
дата рождения 21.02.1967 год
стаж работы в данной области - 31 год, первая категория
контактная информация 89608164147










Кинель 2016 год
Пояснительная записка к уроку
Технология развития критического мышления через чтение и письмо соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать.
Эта модель урока, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Результативность урока включает в себя:
1.Самосовершенствование личности.
2.Развитие творческих способностей.
3.Умения критически мыслить и принимать взвешенные решения.
4.Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.
5.Интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.
Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы.
Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.
Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые,общекультурные,учебно-познавательные,информационные,коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Учитывая особенности выбранной технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» и требования ФГОС к структуре урока, я предлагаю технологическую карту урока русского языка в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»

Цели урока: образовательные: - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Формируемые универсальные учебные действия предусматривают решение следующих задач:
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.
Тип урока – урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся:1.групповая работа с текстами; 2.парная работа с таблицей «Знаю-хочу знать - узнал»; 3.работа с раздаточным материалом; 4.выполнение творческой работы: составление словосочетаний по репродукции картины.
Используемые технологии: технология развития критического мышления: «мозговой штурм», таблица «Знаю – хочу знать – узнал», объединение информации в блоки через сопоставление.
Необходимое техническое оборудование – мультимедиа проектор, ноутбук, раздаточный материал.
Конспект урока
Использование дидактического материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые современные образовательные технологии

Слайд №1
Этап мотивации.
1.Рассмотрим два столбца слов, написанных на слайде.
Чем они отличаются?
2.Как вы это определили?
3.определим грамматическую связь словосочетаний.
4.почему «ученик решает» и «учебник и тетрадь» не являются словосочетанием?

Ребята представляют конкретное содержание знаний и сообщают его в устной и письменной форме.
Прием «Корзина идей»

Слайд №2
Определим тему урока. Что мы сегодня будем изучать?
- Словосочетания. Как связаны слова в словосочетании.


Слайд №3
Целеполагание.
Как вы думаете, что нам для этого нужно?
- Вспомнить все, что мы знаем о словосочетании и его строении.
-Узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в русском языке.



- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем с проверки знаний.




Слайд №4, 5
Стадия вызова.
Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Индивидуальная работа.
Прием «Мозговой штурм».



- Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Парная работа.



Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
(см. прил. №1)
Прием «ЗУХ»


- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Прием «ЗУХ»

Карточки с заданием. (см.прил.№2)
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Работа с раздаточным материалом.




Слайд №6
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно



- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

- Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»


- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).



- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (см. прил.№3)
Работа с таблицей «Хочу знать»
Прием «ЗУХ»

Учебник «Русский язык 8 кл.,ред.Ладыженская
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 5 (стр.45 – 54. Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так: (см.прил.№4)
Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал».

Прием «ЗУХ»


Как вы думаете, почему так называются связи?

- Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»


Применение правила на практике.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.


Учебник «Русский язык. 8класс, ред.Ладыженская

Практическое закрепление знаний.
Упражнение 95

Читают словосочетания, указывают, какой частью речи является зависимое слово, и называют способ связи слов в словосочетаниях. Делают вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.


Слайд №7
Творческое задание.
Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Работают под музыку Вивальди «Времена года. Осень.»



Стадия рефлексии
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

Этапы: 1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
3) закрепляли знания через применение их на практике.)
Прием «Корзина идей»


- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
Оценка и самооценка по эталону




Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем краю», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.







Приложение №1
«знаю»
«хочу знать»
«Узнал»

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.




2. Словосочетание состоит из
главного слова и зависимого.




3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные.




4. Связь в словосочетании –
подчинительная.
















Приложение №2
Карточка №1
Чтать книгу, слека прикснуться, предлжить помощь, ксательная линия, тврящий художник, сдеть прямо, слушать внмательно, выбрать подарок, обжгающий жар.

Карточка №2
М..сковские улицы, ба(с,сс)ейн для детей, весе(н,нн)ие цветы, укр..шения из янтаря, дорога (на)лево, ключ от м..шины, с..рафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары.
Карточка №3
Противогри..ковое сре..ство, сентябрьские краски, осл..жнение после гриппа, озеро в г..рах, здание э(л,лл)еватора, легкое пр..косновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят.
Карточка №4
Качественное прил..гательное, пр.гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, наш пр..подаватель, пр..клонный возраст, отл..жить отъезд, п..гожая осень, наш день.

















Приложение №3

«знаю»
«хочу знать»
«узнал»

1. Словосочетание – два
или несколько
самостоятельных слов,
объединенных по смыслу
и грамматически.

1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным?



2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

2. Как называется связь с
зависимым словом –
прилагательным?



3. В языке выделяется три
общих типа словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

3. Как называется связь с
зависимым словом –
наречием?



4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.












Приложение №4

«знаю»
«хочу знать»
«узнал»

1. Словосочетание – два
или несколько
самостоятельных слов,
объединенных по смыслу
и грамматически.

1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным?

Управление (такая связь,
при которой зависимое
слово имя
существительное и все
слова с признаками
существительного)


2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

2. Как называется связь с
зависимым словом –
прилагательным?

Согласование (связь, при
которой зависимое слово
– имя прилагательное и
все слова с признаками
прилагательного)

3. В языке выделяется три
общих типа словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

3. Как называется связь с
зависимым словом –
наречием?

Примыкание (связь, при
которой зависимое слово
– наречие, деепричастие,
неопределенная форма
глагола)


4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.






15