Урок русского языка в 4 классе по теме Связь слов в словосочетании. Согласование.


СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. СОГЛАСОВАНИЕ
Педагогическая
цель Способствовать обобщению и систематизированию знаний о связи имён прилагательных с именами существительными; создать условия для наблюдения за словосочетаниями с типом связи согласование, ознакомления с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием
Тип урока Комбинированный / решение частной задачи
Планируемые
результаты
(предметные) Обобщают и систематизируют знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдают за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием
Личностные
результаты Вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы
Универсальные
учебные действия
(метапредметные) Познавательные: находят ответы на вопросы в учебном тексте, схеме; осуществляют анализ, сравнение, классификацию.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.
Коммуникативные: оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения
Основное
содержание темы,
понятия и термины Связь слов в словосочетании. Связь имён прилагательных с именами существительными. Тип связи согласование. Алгоритм нахождения словосочетания с согласованием
Ход урока
Стадия вызова
Организация учащихся на урок
- Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!
2. Словарная работа
- Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз, -
Это у нас! Это у нас!
И величава река и длинна, -
Это на родине нашей она!
В чаще кедровой, в трущобах таёжных
Много лисиц и куниц осторожных;
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.
- Как называли нашу родину в старину? (Русь)
Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.
На доске запись:
РоссияРусь
россиянинрусский
российскийдревнерусский
всероссийскийпо-русски
- Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)- Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )- Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)
Россия.
Красивая, любимая.
Защищаем, бережём, прославляем.
Широка страна моя родная!
Родина.
СПРАВКА:
Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила составления синквейна:
1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);
2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);
3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);
4 строка: отношение к теме – фраза из 4 - 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);
5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.
Стадия осмысления
Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.
- Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)
- Что вы хотели бы узнать?
Знаю Хочу узнать Узнал
Соединение слов
Главное + зависимое
Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы. Какие вопросы можно поставить в словосочетании?
Какие части речи являются главными в словосочетании?
Какая связь может быть между словами? - Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.
2. Составление словосочетаний.
- Составьте словосочетания со словом «российский».
Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.
- Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)
- Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)
3. Знакомство с согласованием.
- Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)
- Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
- Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)
Чтение определения в учебнике (с. 109)
- Наши предположения о согласовании оказались верными?
4. Первичное закрепление
- Выполним упражнение 1 на с. 110.
- Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.
прил. сущ. х прил. сущ. хСеребряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.), числ. сущ. Х числ. сущ. хпятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).- Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.
хприл. + существительное
хглагол + существительное
хчислительное + существительное
хглагол + наречие
5. Самостоятельная работа
Упражнение 2, с. 110
- Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.
Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.- Проверка.
- Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)
Рефлексия
Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение третьей колонки таблицы «ЗХУ»: 1) можно поставить вопрос «какой?»; 2) тип связи – согласование; 3) главное слово - существительное)
- Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе)- Почему она так называется? (Слова согласуются друг с другом)
- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- На следующих уроках мы узнаем, какой ещё бывает связь слов в словосочетании.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
С. 111, упр. 3
Использованные интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/04/25/svyaz-slov-v-slovosochetanii-soglasovanie (Дата обращения 19.04.16)