Деловая игра для педагогов ДОУ «Новый ФГОС – новые возможности» в рамках постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО»


Деловая игра для педагогов ДОУ
«Новый ФГОС – новые возможности»
в рамках постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО»

Гончарова Алина Фаязовна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Шатлык»
Дата проведения:
Место проведения:
Кол-во участников:

Задачи:
Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.
Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа».

Ход игры. Добрый день, уважаемые коллеги!
В этот переходный период наша задача – оказать квалифицированную помощь воспитателям.
Основными формами методической работы с воспитателями по реализации ФГОС должны стать мероприятия, реализующие деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а постоянно действующий семинар, семинар-практикум, круглый стол, работа в рабочих группах, и т.д.

1 задание
Так, например, определить степень понимания, осмысления педагогами структуры ФГОС вам поможет Игра-диагностика «Знатоки ФГОС».
Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому участнику (или группе участников) из пачки один билет с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.
ВОПРОСЫ:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 4;
б) 5;
в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.

5. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.

7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.

9. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.

10. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.

2 задание. Очень важно пройти с педагогами по всем образовательным областям. Эффективен, в данном случае будет продолжительный семинар.
Так, посмотрев в глубину Стандарта, рассмотрите его лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – например, ОО «Познавательное развитие».
Здесь мы можем предложить, например, Деловую игру «А наше мнение такое
Посмотрите на содержание образовательной области «Познавательное развитие» и выделите фразы, которые, на ваш взгляд, могут быть непонятны воспитателям.
(познавательная мотивация, познавательные действия).

Познавательная мотивация – это

побуждения, которые являются источником активности личности и определяют ее направленность (А.Г .Асмолов);

побудительный процесс, реализацию в действии тех или иных потребностей, влечений (Ю.Н. Кулюткин; А.К. Маркова).

потребность в новых впечатлениях, «не насыщаемая познавательная потребность», Л.И.Божович

Познавательные действия – это
способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта Л.И.Божович
– умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. А.К.Маркова




3 задание. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Познавательное развитие». В этом нам поможет Аукцион педагогических идей
Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры
Условия

-проявляет любознательность;
- задает вопросы взрослым и сверстникам;
- интересуется причинно-следственными связями;
- пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- способен к принятию собственных решений.
Технологии:
ТРИЗ,
поисково-практическая деятельность,
метод проектов,

Игровые проблемные ситуации, наблюдения,

Развивающая среда:
-экологическая тропа, уголок экспериментирования,



Подведение итогов.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования; определили педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста.  Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.  -Давайте обсудим Ваше впечатление от деловой игры. 
-Предлагаю закончить мероприятие выдвижением идей для совершенствования работы по образовательной области «Познавательное развитие».