Конспект урока по теме: «Отчего мы иногда болеем»


Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»
Тема урока: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»
Цель деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения к понятию здорового образа жизни, умение систематизировать, обобщать знания об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках в совместной деятельности.
Планируемые результаты изучения темы:
1. Личностные – осознают, что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни.
2. Метапредметные.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;
принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; закрепляют умения работать с микроскопом; овладевают навыками установления и выявления причинно - следствен-ных связей между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев 4 класс, рабочая тетрадь 4 класс, толковые словари С. И. Ожегова, «Новая энциклопедия школьника».
Оборудование: микроскопы, инструментарий, культура картофельной палочки, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, нетбуки для каждой пары с установленной программой «Академия младшего школьника», раздаточный материал для работы в парах (« Работа систем органов человека», алгоритм работы по изучению темы урока).
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формы и методы обучения
Организация внимания учащихся
Здравствуйте ребята!
Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась?
Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и…
Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.
- К уроку готовы? ( Слайд 1) Ответы детей Психологический тренинг.
Актуализация знаний Какие системы органов человека вы знаете?
- Вы будите работать в парах. (Слайд 2)
Соедините систему органов с фразой, которая ей соответствует. Ответы детей:
органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы чувств, нервная система, опорно-двигательная системаРаботают по карточкам в парах. Фронтальная, работа в парах.
Наглядный, практический метод контроля.
Постановка темы урока и создание проблемной ситуации.
Как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека?

А кого сегодня нет на уроке?
В чем может быть причина?
Иногда здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает наш организм. Какая это может быть опасность?
Быть здоровыми хотят
Взрослые и дети.
Как здоровье сохранить?
Попробуем ответить.
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Тема нашего урока (Слайд 3) «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»
В названии темы смысл всех слов вам понятен?
Найдите в словаре понятие этого слова.
Что нам сегодня предстоит выяснить? Ответы детей
-От слаженной работы всех систем нашего организма зависит наше здоровье.
- Ответы детей.
Болезнь
(читает стихи Мустафина Лера)
О заболеваниях
Что такое инфекция?
Инфекция-заражение.
Что вызывает болезнь?
Причины заболевания.
Фронтальная. Побуждающий диалог
4.Открытие нового знания
-А теперь поработаем в парах. Вы должны самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.
В каких источниках будите добывать знания?
-В трудном случае можно обратиться к учителю. И в помощь вам дается алгоритм работы:
1.Что вызывает болезнь? (Слайд4-5)
(стр. учебника 54-56)
В глубоком черном подземелье микробы страшные живут,
И терпеливо днем и ночью они детей немытых ждут.
С немытых рук пролезет в рот противный маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион, и натворит такого он!….
Нет, он не пустит под откос большой тяжелый паровоз.
Он незаметно расплодится, и эти тысячи микробов вас могут довести до гроба.
2.Что вы знаете о микробах (что такое микроб, найдите значение слова в словаре, в энциклопедии)
(Слайд 6)
Рассмотрите бактерию картофельной палочки в микроскоп по данному алгоритму: а) положите микропрепарат на предметный столик микроскопа;
б) рассмотрите его при малом и большом увеличении.
3.Назовите причины заболевания.
( Слайд 7)

4.Как передается вирус (Слайд 8)
Как ухаживать за больным и не заразиться самому? В учебнике, толковом словаре, применять свои знания, проводить исследования.
(стихи читает Яшнов Влад)
Дети слушают, читают, наблюдают.
Представитель от одной из групп рассказывает о полученных результатах наблюдений.
Возбудителями болезни являются микробы. Микробы – очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни – свой вредный микроб (от греческого слова «микрос» - маленький.) Причиной заболевания может послужить переохлаждение, общение с больным человеком, если организм ослаблен, человек продолжительное время находится в душном помещении. Вирус передается по воздуху.
Ухаживая за больным нужно соблюдать меры предосторожности: надевать марлевую повязку, делать влажную уборку надевать перчатки. (Рассказ учеников сопровождается слайдами) Групповая, фронтальная.
Частично-поисковый метод.
Исследовательский метод (работа с микроскопом).
Физминутка-Прежде чем продолжить разговор об инфекциях, нам нужно отдохнуть. (Слайд 9)
Дети выполняют физкультминутку под музыку. Проводит её Ососов Миша. Коллективная.
Решение проблемы (продолжение). -Какие инфекции вам известны, передающиеся воздушно- капельным путем?
-Этими болезнями человек может болеть только один раз?
-Посмотрите на экран, где же нас еще подстерегают микробы? (Слайд10)
-Каким образом они могут попасть к нам в организм?
-Как будут называться такие заболевания?
Наиболее опасные и распространенные: гепатит, дизентерия, сальмонеллез.
Послушайте о том, как уберечься от кишечной инфекции.

-Ребята, как вы думаете, какие системы органов участвуют в защите нашего организма от микробов?
-Если у нас есть защита, так почему мы все-таки болеем?
-Почему у нас повышается температура?
Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.
-Дети, а есть такие заболевания, которыми человек может болеть один раз в жизни? Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 56. (Слайд 11)

-Так что же такое иммунитет, прививка, вакцина? (Слайд 12-13)
ОРВИ, грипп, ангина.
Нет. Человек может заболевать много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.
В воде, на грязных руках, на пище.
В рот, а затем в желудок.
Желудочно – кишечные заболевания.
(Рассказывают заранее подготовленные ученики).
При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.
Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие средства.
Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать фрукты на стихийных рынках. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается.
Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.
Если микробов очень много и организм сам не может справиться.
Так наш организм борется с возбудителями.
Да. Ветрянка, корь.
Дети читают.
Фронтальная.
Экстрактивный режим (рассказ).
Применение новых знаний. -Выполните задание с применением нетбуков в парах из «Академии младшего школьника» (игра «Укажи» № 96 –исключение лишних понятий по теме «Правила сохранения и укрепления здоровья»Дети работают в паре на нетбукахСамостоятельная работа
Итог урока -Подводя итог урока, давайте назовем правила здорового образа жизни(Слайд 14) Заниматься спортом.
Есть больше овощей и фруктов.
Отказаться от вредных привычек.
Положительные эмоции. Фронтальная.
Рефлексия -Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А теперь пожелайте всем. Здоровья. (Слайд 15) Будьте здоровы! Психологический тренинг.

Разработала учитель МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти Павлюченко Елена Николаевна