Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Какие бывают животные»

Проектирование урока изучения новой темы
Предмет:
Окружающий мир.

Класс
2 класс.

УМК
«Школа России».

Разработала
Учитель начальных классов
Папышкина Ирина Анатольевна

Учебник:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012г.

Тема:
Какие бывают животные.

Цель:
Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся).


Задачи:
- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам; познакомить с новыми группами животных «земноводные», «пресмыкающиеся».
- Расширять кругозор детей о природе; развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, нормы поведения в природной среде.
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.


Планируемые результаты:
- учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным;
- научатся приводить примеры животных разных групп;
- находить в рассказах новую информацию.







Формируемые УУД:
Личностные:
Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Метапредметные:
- познавательные: умение систематизировать и преобразовывать информацию;
- регулятивные: умение планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
- коммуникативные: умение работать в паре: находить общее решение; умение аргументировать свое предложение.

Предметные:
Знание о группах животных, умение определять признаки животных, которые входят в группы насекомых, птиц, рыб, зверей, земноводных, пресмыкающихся.

Используемые технологии:
ИКТ, ТРКМЧП, ТРИЗ, здоровьесберегающие, игровая.



Используемые приёмы:
- инсерт (INSERT)
- заполнение таблицы
- кластер
- синквейн


Оборудование:
презентация (Power Point, 2003), карточки с изображением животных разных групп, карточки для работы, карточки с дополнительным текстом , учебник, рабочая тетрадь.









Название этапа
Задачи этапа
Приёмы
Содержание этапа
Формируемые УУД




Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1.Организацион-ный момент
Создать эмоциональ-ный настрой, рабочую обстановку в классе.

Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
- Садитесь.
(Учащиеся стоят около своих рабочих мест.)
Формирование коммуникативных действий (правила общения).

2. Актуализация знаний.

Получить представле-ние о ка-честве усво-ения учащи-мися ранее изученного материала.
1.Викторина «Какие бывают растения?»










Прием «Лови ошибку»

Сейчас мы проведём викторину «Какие бывают растения?»
1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Слайд 2)
2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Слайд 2)
3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневевших стеблей – стволиков. (Слайд 2)
4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Слайд 2)
5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол. (Слайд 2)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку. Я буду читать вам текст, а вы, там, где услышите допущенную мною ошибку, должны два раза хлопнуть в ладоши. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


- Травы.

- Лиственные.

- Кустарники.


- Хвойные.

- Деревья.


(Учащиеся хлопают в ладоши, там, где замечают ошибку и аргументируют своё действие.)
Формируются коммуникативные действия (правила общения, самосто-ятельная органи-зация речевой деятельности); личностные: (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка, освоение начальных форм познавательной и личностной реф-лексии).

3.Самоопреде-ление к деятель-ности.
Стадия вызова.



























Повторить и обобщить изученные группы животных.
Определить опорные знания.






















Приём «анаграмма»









Прием «Вер-ные и невер-ные утвержде-ния» (работа проводится в парах)






- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Слайд 3)
КАУЛШЯГ ИЖФАР ЛООКС ЗАКОСРТЕ РАМУВЙЕ
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
- Что вы уже знаете о животных?
- Что ещё хотите узнать?
- Как вы думаете какие учебные задачи поставим перед собой?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вопросы:
1животных можно условно разделить на 4 группы.
2насекомые - это животные, у которых 6 ног.
3у рыб тело покрыто чешуёй.
4птицы – это животные, покрытые перьями..
5 звери выкармливают своих детёнышей молоком.
6 у зверей тело покрыто шерстью.
7существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше.
8. . существуют животные, которые обходятся без ног.

- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

- Лягушка, жираф, сокол, стре-коза, муравей.


- О животных.

(Ответы детей.)
(Ответы детей.)
(Ответы детей.)






















Личностные (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка; умение работать в группе, учитывать мнение другого человека);

регулятивные (умение формули-ровать тему урока, принимать и сох-ранять учебную задачу).





















4. Работа по те-ме урока.































Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
























































Работа с карточками (работа в группах)










Работа с учебником.

Составление
кластера



Работа с карточками (работа в группах)





Рефлексия
- А теперь прочитайте тему урока на с.60 учебника. Совпадает ли она с вашими предположениями. (Слайд 4)
- Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование.  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Возьмите конверт - в нем ваше зада-ние. (В конвертах подготовлены рисунки животных). 1-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась; 2-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук; 3-я группа- тигр, лиса, гусь, волк; 4-я группа- ласточка, клест, щука, синица.  - Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. На доску вывесите результат своей работы в группе. - Как одним словом назвать всех животных каждой группы?
(На доску прикрепляется название каждой группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.) (Слайд 5) - Назовите отличительные признаки каждой группы. - Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60. - Что узнали о животных своей группы?


- А сейчас заполним таблицу, которая лежит у вас на парте.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4) (Слайд 6 - 13)


· У вас на партах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте задание и попробуйте выполнить. На выполнение работы отводится 1-2 минуты.
Распредели животных на группы:
Лягушка, ворона, щука, ящерица, слон, жаба, волк, крокодил, гусь, карась, пчела, комар.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

- Кто смог расположить всех животных?

· У кого нет результата?

· Что вы не смогли сделать?

· Кто выполнил задание?

· Кто из вас уверен, что правильно вы-полнил задание?

· Те, кто опустили руку, что вы не смогли сделать?

- Какие бывают животные.

























(Ответы детей:
1 – это рыбы;
2 – это насекомые;
3 – это звери;
4 – это птицы. )




(Ответы детей по группам.)

















(Ответы детей.)

-Я не смог всех животных распределили по группам.

-Мы не можем выделить приз-нак, которым нужно воспользо-ваться, чтобы отнести животных к какой-нибудь группе.
Формирование предметных УУД (умение находить отличительные признаки живот-ных), познавательных - (развитие логи-ческого действия сравнения, ана-лиза, синтеза, классификации, обобщения)

(На последующих этапах форми-руется те же УУД)



5. Физминутка.

Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время заня-тий.








6. Создание про-блемной ситу-ации
(мотивация)
Выявить причину затруднения.


· Что теперь будете делать?



· Что же вы делали, какое задание выполняли?

· Чем вы пользовались при выполнении задания?

· В чём же затруднение?



· Почему не смогли распределить этих животных?
- Вернёмся к заданию и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось.
- Распределяли животных по группам.
- Эталонами «Признаки 4 групп животных».
- Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали.
- Они не подходят к нашим эталонам.
Формирование познавательных УУД - (развитие логического дей-ствия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения)

7. Изучение нового.

Осмысление содержания.
Сформулиро-вать тему, цель и спла-нировать работу.
Познакомить с новыми группами жи-вотных.







Приём INSERT




Работа в парах
- Каким будет следующий этап?
·Сформулируйте цель своей работы.


· Что поможет вам достичь цели?
- Откройте учебник на странице 61.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

-Как будете работать?


-Да, карандашом подчеркните признаки животных других групп. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
- На чтение я вам даю 5 минут
- Будем искать новые знания.
-Узнать признаки животных других групп.
- Источник, из которого мы по-лучим новые знания, наш учеб-ник и ещё дополнительный материал.
- Читать, отмечать карандашом, что знаем, новое, в чем возникают вопросы.










(Чтение текста.)
Формируются коммуникативные действия (обуче-ние правилам работы в группах, умению догова-риваться и прихо-дить к общему решению сов-местной деятель-ности, умению высказывать своё личное мнение и мнение участ-ников группы, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрослыми и свер-стниками).


8.Реализация построенного проекта
Пронализи-ровать полу-ченные знания


· Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли?
(Слайд 14 - 20)







· Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны?




· Что теперь надо сделать?
- Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике и презентации, к какой группе относятся те животные, которых не смогли распределить по группам.
(Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске появляются новые эталоны: «Признаки животных других групп (земноводные, пресмыкающиеся).
-Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке.
-Вернёмся к заданию на пробное действие.



(Заполнение учащимися оставшейся части таблицы.)


9. Первичное за-крепление с проговарива-нием во внеш-ней речи
Закрепить и сделать выво-ды о новых знаниях
Приём проговарив-ания в гром-кой речи
- Для каких групп животных составили эталоны?


· Какие признаки животных выявили?


· Какое задание теперь сможем выпол-нять?
- Мы составили эталоны для следующих групп: земноводные, пресмыкающиеся.
(Учащиеся проговаривают с опорой на эталоны.)
-Определять, какое животное к какой группе относится.


10.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону
Учить применять полученные знания, осуществлять самопроверку по эталону, обосновывать своё действие
Приём применения внутренней речи
- Сейчас мы выполним задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями.
- Заполним нашу таблицу.

· Откройте рабочую тетрадь на странице 21, выполните упражнение № 5.


· Что теперь необходимо сделать?
(После выполнения учащимися самостоя-тельной работы организуется самопро-верка по образцу на доске.) (Слайд 20)

· У кого задание вызвало затруднение?

· В каком месте возникло затруднение?

· Почему возникло затруднение?



(Заполнение таблицы.)
(Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе, выполняя задания с опорой на эталоны.)
- Проверить свою работу.

Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личностных (самооценка своих достижений).


11.Включение в систему знаний и повторение
Систематизи-ровать и пре-образовать информацию
Приём -составление кластера
- Что теперь необходимо выяснить?

· А для этого обратите внимание: на доске есть карточки с новыми знаниями и понятиями. Попробуйте составить схему.
(Слайд 21)












· А какие ещё схемы вы можете составить про животных? (Слайды 22-23)























· Нужны ли вам знания этих схем? Для чего?

· Да, действительно, эти знания вам помогают при отгадывании или составлении загадок, при составлении описания животного для словаря.

· Отгадайте, о каком животном идёт речь?
1. Это дикое всеядное млекопитающее бурого или белого окраса. (Слайд 24)
2. Это дикое хищное насекомое, похоже на вертолёт. (Слайд 25)

· Дайте описание зайца, коровы, лисы, щуки.








-Где наши новые знания пригодятся.

(Составление учащимися кластера)








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Мы сможем составлять и отга-дывать загадки про животных.



Это медведь.
Это стрекоза.

Это травоядное млекопитающее, меняющее зимой окрас с серого на белый.
Это травоядное крупное домашнее животное, дающее людям молоко.
Это хищный дикий зверь, обычно рыжего цвета.
Это хищная речная рыба, питающаяся мелкими рыбёшками.
Коммуникатив-ные УУД (умение высказывать своё личное мнение, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрос-лыми и сверст-никами).


12. Физминутка для глаз.



13.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Снятие напря-жения, орга-низация отдыха

Самоанализ результатов своей деятельности.
Самооценка знания и незнания.
















Работа с карточками


















Работа в парах











Составление синквейна
(работа в парах)






Итак, урок подходит к завершению.

· Какова была цель нашей работы?


· Вы достигли цели?

· Чем вы пользовались при достижении цели?

· Что вы узнали?

· Что пока не получилось? У кого остались затруднения?

· Какую задачу перед собой поставите?

· А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Карточка для рефлексии.
1. Я могу определить животных, которые относятся к группе рыб.
2. Я могу определить животных, которые относятся к группе птиц.
3. Я могу определить животных, которые относятся к группе земноводных.
4.Я могу определить животных, которые относятся к группе насекомые.
5. Я знаю признаки животных из группы млекопитающих.
6.Я могу определить животных, которые относятся к группе пресмыкающихся.
7. В самостоятельной работе у меня были (не было) ошибки.
8. Я доволен своей работой на уроке.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к нашим листочкам, с которыми вы работали в начале урока и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, что мы изучали на уроке и обобщить свои знания при составлении «синквейна».
-Напомним правила составлениея синквейна:
1. Предмет (Кто? Что?) – 1 слово
2. Признаки предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) – 2 слова.
3. Действие предмета. (Что делает? Что делают?) – 3 слова.
4. Ключевая фраза – отношение к теме.
5. Предмет – синоним.







-Узнать признаки животных, земноводных, пресмыкающихся.
-Да.
(Ответы детей.)














(Проверка происходит в парах.)














(Зачитывание вариантов.)
Животные.
Дикие, домашние.
Рождаются, размножаются, умирают.
Мир животных разнообразен.
Друзья.






Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личност-ных (самооценка своих достижений на основе рефлек-сии).

14. Подведение итогов урока.
Определение эффективнос-ти урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какая информация была для вас новой?


- Что особенно вам понравилось в уроке?
- Что было трудно?
- Мы говорили о животных.
- Мы выделили новые группы животных: земноводные и пресмыкающиеся.
(Ответы детей.)
Формируются коммуникативные действия (правила общения, самостоятельная организация речевой деятельности).



Ж
И
В
О
Т
Н
Ы
Е



насекомые

птицы

рыбы

звери

земноводные

пресмыкающиеся

домашние

дикие

Животные

Животные

Траво-ядные

Хищ-ные

Все-ядные

















15