Рабочая программа по экологии кружка РОСТОК





«Утверждаю»
Директор ОУ
__________/Сигута А.Ф./
«__»_________2012 года


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА
кружка
по экологии
«Росток»
для учащихся 1 класса
на 2012-2013учебный год

Руководитель:
Урвачёва Ирина Васильевна





Пояснительная записка.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Росток».
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
( научно-познавательного;
( ценностного;
( нормативный.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ( природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.

Нормативный аспект содержания экологического образования ( это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ( показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.


При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
( познавательном;
( познавательно-развлекательном;
( практическом;
( исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Росток») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Программа составлена из расчета 2часа в неделю.






План работы кружка «Росток»

Цель программы: формирование у детей ответственного отношения к природе, расширение представлении об окружающем мире.
Задачи:
Формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде.
Знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных.
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельною постижения природных закономерностей.
Воспитание понимания эстетический ценности природы.
Развитие любознательности и желания получать знания. Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.






Обеспечение образовательного процесса
N
Тема
Содержание занятий

Количество часов

Общ  Теор  Прак
Дата





план
факт


1
Вводное занятие
Экскурсия по территории школьного двора, кабинета биологии. Режим работы кружка. Ознакомление с планом. Беседа о правилах безопасности. Организация рабочего места. Работа с инструментами (ножницами, линейкой, карандашом и т.д.)
2
1
1
7.09.12
7.09.12


2
Что такое природа. Природа и мы. Времена года. Осень
Что такое природа. Природа и мы. Времена года. Осень. Осенние красы. Осень в стихах, пословицах, загадках. Экскурсия «Мир в цветах радуги». Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов панно из листьев. Осень в жизни животных. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки". . Работа с произведениями Пришвина .
6
2
4
14.09.12
14.09.12
21.09.12
21.09.12
28.09.12
28.09.12


3
Природа нашего края
Разнообразие растений. Игра «Собери цветок». Игра «Если бы я был деревом». Природа нашего края. Проекты «Вырасти себе друга». Конкурс «Очумелые ручки». Участие в празднике «Золото осени». Жизнь зверей осенью. Экскурсия в дубовую рощу. Перелетные птицы.
14
4
10
5.10.12
5.10.12
12.10.12
12.10.12
19.10.12
19.10.12
26.10.12
26.10.12
9.11.12
9.11.12
16.11.12
16.11.12
23.11.12
23.11.12


4
Зима в природе
Зима в природе. Сезонные изменения жизни человека, животных и растений зимой. Приспособления к зимней жизни. Конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме. Изготовление зимних новогодних пейзажей и композиций. Конкурс на лучшую зимнюю композицию. Свойства льда и снега. Экскурсия в зимнюю рощу.. Конкурс рисунков на снегу. Скульптура из снега. Проект «Птичья столовая». Родной край зимой.
12
4
8
30.11.12
30.11.12
7.12.12
7.12.12
14.12.12
14.12.12
21.12.12
21.12.12
28.12.12
28.12.12
11.01.13
11.01.13









5
Эти загадочные животные
Дикие животные. Домашние животные. Книги о животных. Экскурсия библиотеку. Детские журналы и газеты, экологического направления. Проекты «Животные в истории моей семьи», «Кошкин дом», «Коллекция увиденных живот-ных», «Мы нашли своих хозяев». Оформление альбома «Наши вечные помощники и друзья".
6
2
4
18.01.13
18.01.13
25.01.13
25.01.13
1.02.13
1.02.13




6
Весенние радости
Весенние приметы. Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне. Птицы весной. Изготовление скворечников. Праздник «День птиц». Вода в нашей жизни. Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды. Участие в международной акции в защиту воды. Изготовление сувениров к международному женскому дню. Экскурсия в выставочный зал.
10
4
6
8.02.13
8.02.13
22.02.13
22.02.13
1.03.13
1.03.13
15.03.13
15.03.13
5.04.13
5.04.13


7
Природа в нашем доме
Растения классной комнаты, уход, пересадка . Растения моего дома. Аквариум и его обитатели. Знакомство с лекарственными растениями. КВН «Лекарственные растения». Конкурс листовок и плакатов ко Дню Земли. Проект «Мой любимец»
8
2
6
12.04.13
12.04.13
19.04.13
19.04.13
26.04.13
26.04.13
12.05.13
12.05.13


8
"Сохраним природу нашего края"
Экскурсия на пруд. Экскурсия в дубовую рощу. Работа в березовой роще. Проблемы нашего поселения. «Красная книга Ростовской области» Охрана весенних первоцветов. Солнце - источник тепла и света. КВН «Природа вокруг нас.»

8
2
6
17.05.13
17.05.13
24.05.13
24.05.13







Ожидаемые конечные результаты

-Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. - Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности. - Привить понимание необходимости бережного отношения к младшим  «братьям». - Воспитать чувство ответственности за красоту и чистоту природы.
В школе есть отдел природы. Он оборудован стендами, знакомящими учащихся с флорой и фауной Ростовской области, жизнью растений и животных в разное время года. Календарь природы является здесь прекрасным дополнением. В живом уголке содержатся  попугай, есть аквариумные рыбки, много комнатных растений. В живом уголке хорошо растут традесканции,  бегонии, хризантемы, различные папоротники, кактусы, плющи, алоэ, фиалки и другие зеленые растения. Работа в отделе природы пробуждает интерес к биологии, расширяет кругозор и знания о природе, развивает творческую активность и целеустремленность учит относиться с любовью ко всему живому на планете, убеждают в необходимости бережного отношения к «братьям нашим меньшим».








Рекомендуемая литература для учителя:

Благосклонов, К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984
Брылёв, В.А. География и экология Волгоградской области. – Волгоград: Перемена, 2005.
Брылёв, В.А. Памятники природы Волгоградской области. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.
Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Газета // Зелёная орбита. – Апрель, 2007.
Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.
Кубанцев, Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.
Кубанцев, .С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.
Плавильщиков, Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.
Чернобай, В., Власовский В. Птицы из Красной книги Волгоградской области. – Волгоград, 2006.
Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000



Рекомендуемая литература для учащихся:

Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Верзилин, Н.М. Лечебница в лесу. – М.: Детская литература, 1951.
Воржба, В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ-Пресс, 1994.
Всё о животных. Энциклопедия для детей. – М.: Махаон, 2006.
Пашканга, К.В. Охрана природы (для учащихся). – М.: Просвещение, 1990.









13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315