Мастер-класс Рифма учит говорить

Мастер класс.
Цель: Распространение педагогического опыта по овладению приемами речевого развития детей дошкольного возраста посредством литературно- художественного творчества.

1слайд : представление.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый майский день! Совершенно неслучайно у меня в руках этот предмет. Как вы думаете, почему сегодня он со мной? Ответы.
Совершенно верно. Потому что сегодня я хочу рассказать вам о том, как рифма учит красиво, поэтично, сказочно говорить.

Музыка. Слайд 2.Тема мастер класса. Цели.

«Каждый ребенок-поэт и учителю нужно ввести его в мир творчества». Сухомлинский.
Я не писатель, не поэт,
Моя профессия другая
Я детям отдаю себя,
Свои стихи им посвящаю.
Я не писатель, не поэт,
Но сердце говорит другое
Оно слагает песнь из рифм
И с ним мне очень трудно спорить.
Я воспитатель, не поэт,
Себя я детям посвятила
И зажигая лиры свет
Я свято верю в этом сила!

Слайд 3. Дети читают стих-я.

1.Вырос на полянке желтый одуванчик
Он такой красивый,
Но такой обманщик.
2.Белая березонька
Очень ты красива,
А еще ты добрая
От дождя укрыла.
3.Воробей воробышек
Прыг, прыг, прыг
Угостила крошками,
А он лапкой дрыг!
4.С папой я играл в хоккей
Было все у нас, окей!
Папа гол забил, а я?
Разревелся, вот беда.
5.Что такое война я не знаю
Посмотрела сегодня кино
И слезу утираю
Говорю «Нет войне, будет мир!»
Чтоб солдат не погиб,
Чтоб остался в живых командир.
Эти стих-я, эти маленькие произведения сочинили мои воспитанники. Конечно где- то им помогали родители, друзья, я, но замысел, идеи, тема шли от самих детей. А вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, сочинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Я не учу - я играю. Может быть, кто – то из них научится, в самом деле сочинять, а кому – то игра доставит удовольствие , научит думать, красиво и правильно говорить. Игра – Это не только способ и ср – во обучения, но и радость и удовольствие для ребенка.
Процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Я предлагаю вам посмотреть на некоторые приемы, которые я использую в своей работе при подборе детьми рифм к словам.

Слайд 4. «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость. А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности» К. И. Чуковский.

Слайд 5. Фрагмент кружковой работы.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность не управлять, а направлять развитие без подавления. Быть не над, а рядом с ребенком.
Я предлагаю вам на мгновение окунуться в мир детства, стать детьми и поиграть в игры развивающие нашу речь. Вы согласны?
1.Я вам отдаю цветок. А вы придумайте рифму и отдайте цветок соседу с каким нибудь новым словом.
2.Следующая игра построена по принципу небылиц, развивает не только чувство юмора, но и является великолепным средством развития фонематического слуха, языковой чувствительности
Пожалуйста, найдите заблудившуюся букву и прочитайте с разной интонацией.
А) Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда. Медленно.
Б) Жучка будку не доела
Неохота. Надоело. Быстро.
В) На виду у детворы
Крысу красят маляры. По слогам.
Г) Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. С паузами.
Д) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. Во весь голос.
Е) Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» Шепотом.
3.К названию 1 картинки подберите рифму, догадайтесь, кем или чем может стать предмет, изображенный на 2 картинке.
Редиска. Мясо (сосиска)
Огонь, жеребенок (конь)
Корзина, краски (картина)
Лавочка, гусеница (бабочка)
Кот, яблоко (компот)
Кормушка, головастик (лягушка)
Обезьяна, молоко (сметана)
Подкова, теленок (корова)
4.Название предмета изображенного на картинке, срифмуйте со словом – действием, то есть со словом, отвечающим на вопросы: что делает? что делать? И т.д.
Кровать (вставать),
Львица (злиться),
Бегемот (плывет),
Медведь (реветь),
Крокодил (проглотил),
Одеяло (убежало),
Качели (летели).
Занимаясь творчеством, ребенок развивает у себя такое качество, как одухотворенность. Становясь автором загадки, пословицы, стихотворения, он начинает проявлять себя в литературно – художественном творчестве. А помочь ребенку выразить себя через художественное слово – важнейшая задача педагога и я к этому стремлюсь. Сочиняя и читая свои стихотворения, дети учатся проживать, сочувствовать, передавать свое настроение. Это им помогает выразительно , эмоционально , творчески проявить себя при прочтении произведений известных авторов.
Слайд 6. Ребенок читает авторское стих – е о войне.

Слайд 7. Солнце.

Мои дети – солнце,
Светят очень ярко!
Их удача радость,
Их удача счастье.

Слайд 8. Небо.

Мои дети – небо
Бездонное и синее
Я любуюсь ими,
До чего ж, красивые!

Слайд 9. Звезды.

Мои дети – звезды,
Что в ночи мерцают
Они такие разные
Устали не знают.

Слайд 10. Космос.

Мои дети – космос,
Вселенная вся мира
Тайна и загадка,
В этом детства сила!

Слайд 11. ?

Мои дети – ангелы,
Они мне помогают!
Расправляю крылья,
К облакам взлетаю!
Благодарю за внимание! Я готова сотрудничать с теми, кто полон моих идей, кто хочет окунуться в мир поэзии, кто мечтает, расправив крылья взлететь к облакам!




.





15