Консультация для родителей: Почему ребёнок не говорит.


Консультация для родителей
(воспитателей):
«Почему ребёнок говорит неправильно».
-26098513462000Подготовила: Пантелеева Н.А.
Зыряновск 2017 год.
"Почему ребёнок говорит неправильно?"
1. Причины нарушения речи детей.
Под причиной нарушения речи понимают внутреннее и внешнее воздействие на организм, которое определяет специфику речевого расстройства и без которого последнее не может возникнуть.Выделяют внешние причины и внутренние.Внешние (причины социального характера):1. Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение.Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слушать звуки (магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение со взрослым. Причины общения – это накопленные впечатления в игре, в детском саду, на экскурсии, после похода в театр, в цирк и т.д., в ходе прослушивания художественных произведений. Эти впечатления необходимо обсуждать с ребёнком, т.к. в это время ребёнок усваивает значение слов и формируются связи их с образами предметов окружающей действительности.2. Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.3. Неправильная речь окружающих ребёнка людей.Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу, формирует для себя эталон.Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит по разному артикулируемые звуки.Нелепы случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение, уподобляя свою речь речи маленького ребёнка. Благодаря этому ребёнок лишается правильного образца для подражания и утрачивает стимул для совершенствования своей речи.С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь отсутствует образец правильного произношения звуков речи.Во всех перечисленных случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему овладеть правильным звукопроизношением, однако ему мешает окружающая социальная среда.Внутренние (органические причины):1. Снижение биологического слуха.При снижении слуха (тугоухости) речь ребёнка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение слуха у ребёнка немедленно нужно обратиться за помощью к специалистам. Потому что от своевременности оказания помощи зависит дальнейшее состояние слуховой функции и речи ребёнка, а значит и вся его школьная судьба.2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи.Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. неспособность различать их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различают на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука?Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной артикуляцией звука Ц, потому что произношение «сапля» вместо «цапля» его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.3. Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата.Частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков.Дефекты, часто встречающиеся у детей:* дефект в строении челюстей - это неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу;* аномалии зубов:- редкое расположение зубов;- расположение зубов вне челюстной дуги;- слишком мелкие или деформированные зубы;- наличие диастемы (щели между верхними резцами).* аномалии в строении языка:- слишком большой или маленький язык;- короткая подъязычная уздечка, не позволяющая ему подниматься вверх.* аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба:- расщелины мягкого и твёрдого нёба;- слишком высокое или низкое твёрдое нёбо.* аномалии в строении губ:- расщелина верхней губы;- недоразвитие губ.4. Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ.В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата не даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков. 
2. Факторы
Вследствие чего это происходит? Та или иная причина должна быть чем – то обусловлена.1. Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Соматическая ослабленность может быть вызвана:- частыми заболеваниями;- недостаточным питанием;- недостаточным сном (10-11 ч)в период образования новых речевых укладов, новых звуков речи.2.Воздействие различных неблагоприятных факторов на ЦНС ребёнка и на его организм в целом.Эти факторы могут воздействовать во внутриутробный период, во время родов и после рождения ребёнка.Неблагоприятные факторы, действовавшие во время внутриутробного развития:- заболевания матери во время беременности инфекциями (краснуха, цитомегалия, таксоплазмоз, грипп и др.);- интоксикации;- токсикозы, особенно в первые 4 месяца беременности;- приём лекарственных препаратов;- алкоголизм, курение;- несовместимость по резус-фактору крови матери и ребёнка;- сердечно-сосудистая патология матери- почечная недостаточность- гормональные заболевания матери (сахарный диабет)- физическое давление на плод (из-за строения матки)- психологическая травма- влияние высоких температур (горячий цех, профессия повара, пребывание во время беременности в непривычно жарком климате).Ведущее место среди факторов, влияющих на речевое развитие, занимают родовые травмы и асфиксии (кислородное голодание плода в момент родов). Это возникает вследствие того, что:- у женщины узкий таз- затяжные или стремительные рода- преждевременное отхождение вод- обвитие пуповиной- неправильное предлежание плода- акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода и др.Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения речи (от нарушения звукопроизношения до алалии). Могут сочетаться с другими дефектами развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка:- недостаточность эмоционально положительного общения со взрослым;- нарушение взаимосвязи матери с ребёнком;- черепно-мозговые травмы, опухоли;- нарушение мозгового кровообращения.Наследственные факторы (изменение генетической информации).Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими):- особенности нервной системы- интеллектуальная недостаточность- нарушение обмена веществ и т.д.Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции. 1-2 года. Начинается речевое развитие, движущая сила которого- потребность в общении.3 года. Интенсивно развивается связная речь.6-7 лет. Начало развития письменной речи.В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка, она перестраивается. Любые неблагоприятные факторы, кажущиеся незначительными, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи, а имеющиеся проявляются наиболее сильно, могут возникать новые.При предъявлении повышенных требований к ребёнку могут происходить срывы нервной деятельности.Необходимо отметить, что эти факторы действуют в комплексе, т.е. для развития речевой деятельности ребёнка имеет значение зрелость его ЦНС и особенность взаимодействия ребёнка с внешним миром - единство социального и биологического.Важно понимать то, что раннее выявление проблемы и совместная помощь логопеда, родителей и медицинских специалистов позволяют устранить или значительно уменьшить речевые нарушения особенно в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности ребёнка уникальны.
Почему ребёнок говорит неправильно?
        Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается
недостатками звукопроизношения. К началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Постепенно все недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением,
              У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Проявления речевых нарушений
Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
Нарушение слоговой структуры слов.
Бедный словарный запас, непонимание значений слов ш др.
Неправильное грамматическое оформление высказывания.
Нарушение связного высказывания! развертывания высказывания, планирования, прогнозирования и т.д.).Мелодико-интонационные недостатки(отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
Темпо - ритмическая недостаточность (ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.)Бедность выразительных средств устной речи. «   Сложности в межличностном отношении.
           Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. Они воздействуют на ребенка -непосредственно или опосредованно - на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
          Основные причины патологии детской речи:
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
          Заболевания в первые годы жизни ребенка; в зависимости от времени их воздействия, локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Отрицательно влияют на развитие речи частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго - энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства, Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы; в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
        Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
        Каждая из названных групп причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи.
        При анализе причин возникновения нарушений учитывается соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
        Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском», к которым относятся:
1.  Семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
2.  Семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
3.  Семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
4.  Семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
       В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
       В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
       В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.
Вывод: большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Можно считать аксиомой следующее: комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
         
       Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1.   Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2.   Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
♦  посредством    называния    окружающих    предметов    и    явлений    развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
♦  в   собственной  речи   четко   проговаривать   окончания   слов,   дать  ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т.д.);♦   обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
♦   привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
♦   совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3.  Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
5.  Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъёме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6.   Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая) личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.СОВЕТУЕМ  РОДИТЕЛЯМ.
Для  успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития необходимо  максимально  обеспечить  непрерывность  процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1.   Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2.   Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах,
           правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга;
           нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша
           рисовала, и т.д.);        
обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы -            глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению                  пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый). 4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Консультация для родителей
«Почему ребёнок говорит неправильно?»
Сейчас я хочу рассказать о том, что является причиной речевых нарушений. А причины могут быть самые разные:
1. В период беременности - различная внутриутробная патология, на ранних сроках, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга в следствии нарушения дыхания во время родов. Употребление никотина, алкоголя и наркотиков.
2. Впервые годы жизни ребёнка - инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.
3. Наследственные факторы.
4. Снижение или отсутствие слуха. дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат, то и говорить правильно не смогут.
5. Неправильное воспитание в семье, когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго "сюсюкают" с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности научится правильному произношению.
6. Недоразвитие фонематического слуха. При этом ребёнкутрудно различать похожие звуки: например, он не слышит разницы междузвонким [б] и глухим [п], твёрдыт [c] и мягким [c'] и т. д.
7. Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.
8. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка.
Если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, ни теряйте времени срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невролог.
Коррекция речи возможна и эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письменной речью. Однако, хочу заметить, что успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.
Для нормального речевого развития малыша общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах: испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, психотравмирующая ситуация всемье. Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения, невротическое заикание.Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, хочу дать Вам несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшим братом или сестрой.
4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.
5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи "Сочиним сказку", "Кто больше знает слов", "Скажи какой?" и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, пословиц.
6. Записывайте рассказы стихотворения и сказки вашего ребёнка для осуществления сравнительного анализа развития речи малыша.
7. Организовывайте выходные поездки на природу и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.
8. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.