Что делать если ребенок говорит неправду


Что делать, если ребенок говорит неправду?right01.  Важно выяснить следующие моменты:
а) проявление лжи является следствием:
-    достижения благородных целей (героическая ложь);
-    личных отношений или личных интересов;
-    выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения);
б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;
в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:
-    попытка избежать наказания;
-    стремление привлечь к себе внимание;
-    наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).
 
2.  На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
-    не завышены ли требования к ребенку;
-    не опекают ли ребенка излишним вниманием;
-    не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
-    имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
-    не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
-    не является ли это реакцией на жесткие наказания.
 
3.    Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
 
4.    Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
 
5.    Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
 
6.    Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
 
7.    Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
 
8.    Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
 
Примечание: Проявление лжи в поведении детей младшего и старшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.