Клубный час на тему: «Почему мы говорим, что труд создал человека».

МОУ «ЯСОШ им. И. И. Золотухина»








Клубный час на тему:

«Почему мы говорим, что труд создал человека».









Цель мероприятия:
Уяснить с учащимися смысл выражения «Труд создал человека».
Развивать логическое мышление и речь учащихся.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к человеку труда, желание трудиться на благо общества. Воспитывать трудолюбие учащихся; прививать желание в оказании родителям посильной помощи.
Формировать навыки культуры труда.


Оборудование:
Плакат с эпиграфом.
Картины, изображающие орудия труда человека, сцены из жизни тружеников при различных формациях
Мини – сочинения на тему «Почему мы говорим, что труд создал человека».
Кроссворд.




























Ход мероприятия.

На доске записана тема классного часа и прикреплён плакат с эпиграфом:
А работать надо больше,
Будем жить тогда подольше!
А.Прокофьев.

На стене картины, изображающие орудия труда человека, сцены из жизни тружеников при различных формациях.

Вступительное слово учителя.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. В различных формациях труд выступает в различных формах. При первобытнообщинном строе существует общий коллективный труд. При рабовладельческом строе, феодализме и капитализме труд подвергается эксплуатации.
Но труд на любой стадии развития общества – это основное условие существования человека.
Вернёмся к теме нашего классного часа «Труд создал человека». Кому принадлежат эти слова?
- Как вы понимаете эти слова?
Проводится анализ мини – сочинений, написанных учащимися на тему «Почему мы говорим, что труд создал человека»
Н.К.Крупская писала «Уметь работать,- значит уметь ставить себе ясные цели, осознать, на ряд каких последовательных целей каждая поставленная цель распадается, уметь выбирать целесообразные средства осуществления поставленной цели Уметь работать – значит уметь учитывать и свои силы и силы других и все условия работы, уметь подводить итоги сделанному».
- То есть, когда человек должен выполнить какую – то ра?
- Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта,-
Часы за упорным трудом!
- Работай! Незримо. Чудесно
Работа, как сев, прорастёт.
Что станет с плодами – безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падёт на народ.
- От скольких людей я завишу:
От тех, кто посеял зерно,
От тех, кто чинил мою крышу.
Кто вставил мне стёкла в окно;
- Кто сшил и скроил мне одежду,
Кто прочно стачал сапоги,
Кто в сердце вселил мне надежду,
Что нас не осилят враги;
- Кто ввёл в мою комнату провод,
Снабдил меня свежей водой,
Кто молвил мне доброе слово,
Когда ещё был молодой.
- О, как я от множеств завишу,
Призывов, сигналов, звонков,
Доставки газеты и писем
Рабочих у сотен станков.
- А что я собой представляю?
Не сею, не жну, не пашу-
По улицам праздно гуляю,
Пока что я в школу хожу!

Учитель: Да, ребята, пока ваш главный труд – учёба.
Это труд нелёгкий. Он включает и умение читать, пользоваться справочниками, словарями, таблицами, чередовать трудные и лёгкие предметы, строго соблюдать режим дня, содержать в порядке свои принадлежности. Этот труд требует большего упорства, терпения, силы воли.

Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Учение важный, но не единственный вид труда школьника. Помимо своих учебных обязанностей, каждый ученик должен выполнять определённый круг дел, связанных с самообслуживанием, помощью родителям в домашнем хозяйстве, участвовать в общественно- полезном труде в школе. Но, к сожалению, часто ученики, отдавая всё время учёбе, забывают об этом.

Сценка « У каждого свой интерес»
(Ведущий – В; Юлечка – Ю)

В. У каждого в жизни есть свой интерес: у Саши конёк – рисованье, у Нади – природа, особенно, лес; и к технике тяга у Вани, Серёжа коллекцией бабочек горд – такие, и спорт, а Юлечке – только отметки. Отличница Юля не любит читать.

Ю. Читаю, по школьной программе.

В. Чтоб только в журнале поставили «5», чтоб дома похвастаться маме! Командует Юля, вернувшись домой.

Ю. Подайте мне новое платье Отличнице некогда гладить самой, условия надо создать ей.

В. На кухне хлопочет усталая мать, а Юля лежит на кушетке.

Ю. Зачем утомляться, зачем помогать, за помощь не ставят отметки.

В. – А правда ведь жалко, что в табеле нет такого предмета, как дружба.
- И помощь родителям – главный предмет
- И чуткость оценивать нужно.
- Отличницей Юля тогда б не была, не важные были б у нашей кичливой девицы по этим предметам одни единицы.

Учитель: А среди вас есть такие «Юлечки»? Давайте сейчас откроем наши «Копилки трудовых дел» и посмотрим, чем вы помогали своим родителям.
(Ребята рассказывают о своей помощи родителям)

Труд должен составлять основу жизни человека. Об этом говорят также пословицы и поговорки, сложенные людьми за многие годы.
Давайте вспомним их.
- Кто не работает, тот не ест.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам
- Где труд, там и счастье.

А какие пословицы о труде вы знаете?
Да, недаром говорят, что «Труд человека кормит, а лень портит». Издавна лентяев высмеивали в скороговорках, поговорках, песнях.

Песня «Антошка».
Скажите, ребята, каким одним словом можно назвать Антошку. Как вы думаете, он культурный человек?

Да, важным моментом в оценке культурного облика человека является и то, насколько плодотворно и творчески он умеет трудиться. И тут невозможно не вспомнить слова М.И.Калинина о то, что культура начинается с умывания лица.

Давайте ответим на несколько вопросов
- Положите руки на стол ладонями вниз и посмотрите на ногти. Чистые ли они?
- Есть ли при вас носовой платок?
- Посмотрите на свою обувь. Привели ли вы её в порядок, прежде чем выйти из дома?
- Сегодня вы мыли шею и руки, уши?
- Манжеты и воротник вашей рубашки (блузки) можно считать безупречным?

Хочется, чтобы ответив на эти вопросы, вы сделали правильные выводы. Что же нужно делать, чтобы ответить на них утвердительно?
А теперь вернёмся к теме нашего классного часа. Так почему же мы говорим, что труд создал человека?
Чему же учит наш классный час?

Нашу встречу мне хочется закончить словами
За пеленой житейских наслаждений,
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете – это труд.
Жестокий, что не ладится порою,
Что даже бросить хочется со зла,
Что кажется свалившейся горою,
Когда работа сдвинулась, пошла.
Когда бы мне проникнувшись заботой,
Сказали: «Ты получишь целый свет,
Все блага, всё, но больше не работай!»
Я только усмехнулся бы в ответ.