Разработка системы мониторинга достижения обучающихся, планируемых результатов освоения рабочих программ по иностранному языку

Разработка системы мониторинга достижения обучающихся, планируемых результатов освоения рабочих программ по иностранному языку (использование современных эффективных средств оценивания результатов).

С наступлением XXI века и вступлением в общеевропейский дом своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками и т.д.
Цель обучения ИЯ в российских школах - формирование коммуникативной компетенции. По своей сути данная компетенция интегративна и включает несколько компонентов: коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; языковые знания и навыки владения этим «строительным материалом» для порождения и распознания информации; лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения вторичной социализации, социокультурного фона, без которых нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. В процессе достижения таким образом планируемого результата решается целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач. Включение в целевую установку обучения ИЯ, а, следовательно, и в содержание обучения, страноведческих знаний в качестве полноправного компонента обеспечит усвоение учащимися реалий другой национальной культуры, расширение их общего кругозора, что приведет также к повышению интереса к изучаемому ИЯ и стойкой мотивации.
Главным приоритетом развития российского образования признано повышение его качества и конкурентоспособности. Качество образования, прежде всего, подразумевает соответствие технологий и содержания образования требованиям рынка труда и запросам формирующегося гражданского общества.
Необходимость «оценочных реформ» вызвана изменением самих критериев образованности. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в фиксации и оценивании целого спектра индикаторов. Ведь оценивание – это система, не только констатирующая, но и стимулирующая развитие определенных (приоритетных) качеств учащихся.В современной школе изучение иностранного языка направленно на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой (умения в 4 видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо);
- языковой (новые языковые средства);
- социокультурной (приобщение к традициям и культуре страны изучаемого языка, умение представить свою страну на иностранном языке);
- компенсаторной (развитие умений выходить из трудной ситуации в условиях дефицита языковых средств);
- учебно-познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных умений и навыков, ознакомление с приемами самостоятельного обучения);
развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире.
Таким образом, в отличие от большинства других школьных дисциплин, основным компонентом содержания обучения иностранному языку являются не столько знания, сколько навыки и умения. При формировании последних на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка и умения невозможно без того, чтобы обучающийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне, он дает оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании умений оценку действиям учащегося дает учитель. Оценка действий ученика и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдения за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль. Контроль на уроках имеет различные функции, в том числе и обобщающую, стимулирующую, диагностическую и развивающую. В течение всего учебного года преподаватель осуществляет контроль в рамках темы, раздела. Уровень ИКК и уровень владения УУД контролируется в ходе итоговой аттестации в конце 4 класса. Итоговый тест состоит из трех частей: 1 –лексика, грамматика, чтение, письмо; 2- аудирование, 3- говорение. Задания первой части имеют комплексных характер и проверяют сразу несколько умений одновременно.
В течение всего процесса обучения внимание уделяется действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих навыков у учащихся.
Перед учителем стоят следующие задачи: обеспечить на уроке соответствующий контроль над уровнем развития УУД, которые необходимы учащимся для успешного овладения языковыми компетенциями. В процессе работы было выяснено, что наиболее удобной и полной формой контроля на уроках английского языка могут являться тестовые задания. Задания первой части итоговой аттестации за курс начальной школы имеют комплексный характер, и могут быть использованы на уроке в качестве контрольной работы в рамках темы. Контроль должен обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, должен соответствовать поставленным целям и задачам, типам урока. Разработка системы специальных тестовых заданий для учащихся 4 классов (возможно проведение и в 3 классах) сможет помочь подготовить учащихся к итоговой аттестации за курс начальной школы, а также повысить интерес к изучаемому предмету, развить умственные, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Цель проекта: создать банк тестовых заданий для работы над подготовкой учащихся 4 класса к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы.
Идея: Новый ФГОС предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Уровень ИКК и уровень владения УУД контролируется в ходе итоговой аттестации в конце 4 класса. У учащихся начальной школы недостаточно сформирован навык выполнения тестовых заданий по английскому языку. Поэтому создание банка тестовых заданий в форме заданий для итоговой аттестации (1 часть) поможет подготовить учащихся к итоговой аттестации за курс начальной школы, а также повысить интерес к изучаемому предмету, развить умственные, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Задачи:
- исследовать научные идеи и литературу по данной теме;
- исследовать уровень владения УУД по предмету у учащихся 4 классов;
- выявить особенности применения системы тестовых заданий на уроках в данных классах.
Виды контроля.
Выделяется несколько видов контроля. Контроль может быть текущим, тематическим и итоговым. Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке. Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Чтобы повысить мотивацию и снять стресс, связанный с выполнением подобных заданий, учитель может применять игровые технологии или современные информационные технологии, такие как мультимедийные презентации или интерактивная доска.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения. Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. По новому ФГОСу в конце 4 класса проводится итоговое тестирование за курс начальной школы.
Функции контроля.
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. Он, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией обычно понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению, и т. д.
Методисты выделяют следующие функции контроля:
Корректирующая функция - выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения. В данном случае корректировка происходит после контроля, на основании той информации, которая получена в процессе контроля, и является функцией показа или объяснения.
Обобщающая функция - выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении.
Стимулирующая функция - наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Обучающая функция - содержание, приемы и методика должны носить об
·учающий характер.
Диагностическая функция - позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала, формирования необходимых умений и навыков, и в зависимости от этого строить дальнейший процесс обучения. Периодические контрольные работы, построенные по принципу диагностических контрольных работ (включают в себя задания на узнавание, на запоминание, на установление связей, сравнение и обобщение, а также задания творческого уровня) помогают получить более полную картину.
Воспитательная и развивающая функция - является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой или рецензией на ответ.
Формы контроля.
Среди форм контроля можно выделить традиционные:
- устный опрос
- фронтальный опрос
- диктант
- контрольная работа
- самостоятельная работа
- практическая работа
- лабораторная работа
- зачет
- тест
- домашние контрольные работы
- самоконтроль
и нетрадиционные:
- головоломки
- ребусы
- кроссворды
- защита творческих работ и проектов
- урок-викторина
- урок-соревнование
- урок-экзамен («Смотр знаний»)
- урок-отчет
- урок творческих заданий
Существует широкое разнообразие методов и форм контроля, множество ученых и педагогов рассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и считают, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля. В большинстве школьных тестов задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа.
Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля.
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.
Основным методическим требованием, предъявляемым к тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упрощенности.
Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составленным. Поэтому, при создании системы тестовых заданий для конкретного класса должны приниматься во внимание результаты диагностики, данные результативности учебного процесса.
Технологии, применяемые при создании системы тестовых заданий.
Тест, как и любая контрольная или проверочная работа, может вызывать стресс у учащихся, особенно в начальной школе. Поэтому, при создании тестовых заданий для данной группы, целесообразно использовать игровые технологии. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и своей развлекательной формы, помогают расширить кругозор учащихся, более успешно развить их навыки владения родным и иностранным языком. Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.
Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентаций. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Потому, использование современных информационных технологий при создании тестовых заданий также очень важно.
Структура итоговой аттестации.
Итоговая аттестация за курс начальной школы проводится в форме тестирования. Тест состоит из трех частей:

Часть
Проверяемые языковые навыки и речевые умения
Количество заданий
Количество баллов
% от общей экзаменационной оценки

1.

Лексика.
Грамматика.
Чтение.
Письмо.

6

50

50%

2.

Аудирование.
2
20
20%

3.

Говорение.
3
30
30%


Итого
11
100
100%


Итоговый тест рекомендуется проводить в два этапа, на двух занятиях по 45 минут каждое. На первом занятии рекомендуется выполнить первую часть текста. На втором занятии рекомендуется выполнить вторую и третью части теста. На аудирование отводится 15 минут, для собеседования с каждым учеником 6 минут. На подготовку не более 1-2 минут. На усмотрение учителя или администратора тест можно проводить в один или два дня.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ.
Часть первая
Первая часть состоит из 6 заданий. Максимально в данной части теста можно набрать 50 баллов. В данном разделе итогового контроля проверяются различные языковые навыки и речевые умения. Многие задания имеют комплексных характер и проверяют сразу несколько умений одновременно. За каждый правильный ответ в задании ученик получает от 1 до 2 баллов. Для личного письма предлагается отдельная схема оценивания.

Задание
Проверяемые навыки и умения
Количество баллов за 1 тестовую единицу
Общий балл


№1

Умение читать транскрипцию

1

5



№2

Знание изученных слов и орфографические навыки их написания


1


5


№3

Грамматические навыки

2

14



№4

Умение правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из нескольких предложений.


2


10




№5

Умение читать связный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы и кратко выписывать нужную информацию из текста.



2



10


№6

Умение дописать личное письмо.


6


СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОГО ПИСЬМА

Параметры оценивания
Критерии оценивания в баллах


2 балла
1 балл
0 баллов



Содержание текста
(максимально 2 балла)

Все пропуски содержательной части письма заполнены в точном соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено не менее 3 пропусков в соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено 2 и менее пропусков в соответствии с заданной темой.



Структура текста
(максимально 2 балла)

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены с соблюдением норм написания личного письма.

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены, но есть нарушение в выборе стиля обращения.

Один или оба пропуска в начале или конце письма остались незаполненными.


Языковая грамотность текста
(максимально 2 балла)

Грамматических ошибок нет. В тексте может встречаться не более одной орфографической или лексической ошибки.

В тексте может встречаться не более одной грамматической ошибки и не более двух орфографических или лексических ошибок.

В тексте встречается две и более грамматические ошибки, а также более двух лексических или орфографических ошибок.











13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15