Аннотация рабочих программ по русскому языку и литературе

Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5 и 8 классов
Программа школьного курса русского языка составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта для учащихся 5 и 8 классов. Она учитывает возрастные особенности учеников, их способность усваивать образовательный материал. Принцип расположения материала: от простого к сложному. В программе специально выделены часы на развитие речи, указан годовой объем учебного времени, а также распределено количество часов по темам.
Для прочного усвоения материала значительное место отводится повторению. В программе специально выделены часы на развитие речи, указан годовой объем учебного времени, а также распределено количество часов по темам. Общее количество часов для 5 класса – 210 учебных часов (6 учебных часов в неделю), для 8 класса – 108 учебных часов (3 учебных часа в неделю).
Содержание программы соответствует государственной программе и ориентировано на учебник русского языка для 5 и 8 классов общеобразовательных школ авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др.
Изучение русского языка также должно способствовать формированию следующих компетенций:
- коммуникативной (овладение школьниками всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения – умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации);
- лингвистической (овладение учащимися основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании – знания о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятий, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов);
- языковой (обогащение словарного состава языка и грамматического строя речи учеников, овладение ими синонимическими средствами языка, его богатствами);
- культуроведческой (осознание школьниками родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание ими взаимосвязи языка и истории народа, освоение социально-культурных норм речевого общения).
Основными целями изучения русского языка являются:
1. Формирование знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка; русском речевом этикете.
2. Формирование способностей к анализу, классификации языковых явлений, их оценке с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
3. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивающих владение языком в разных сферах и ситуациях его использования.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
1. Способствовать осознанию школьниками русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, его самобытности, уникальности, эстетического богатства; осмыслению ими русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности.
2. Обеспечивать усвоение обучающимися системы знаний из области разных разделов науки о языке (в соответствии с программным материалом 5 и 8 классов), формировать умения применять их на практике.
3. Формировать и совершенствовать умения и навыки свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности.
4. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию. Одно из основных направлений преподавания русского языка организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
В результате изучения русского языка ученики должны
знать:
Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог;
основные признаки разговорной речи, научного, художественного стиля;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Уметь:
различать разговорную речь, научный, художественный стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов.
Аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться справочной литературой.
Говорение и слушание:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.);
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Фонетика и орфоэпия:
1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
4. находить в художественном тексте явления звукописи;
5. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
6. работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
1. правильно произносить названия букв русского алфавита;
2. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
3. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
1. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
2. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
3. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
4. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
5. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;
Лексикология и фразеология:
1. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
2. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
3. распределять слова на тематические группы;
4. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
5. различать прямое и переносное значение слов;
6. отличать омонимы от многозначных слов;
7. подбирать синонимы и антонимы;
8. выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
9. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
10. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
11. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Морфология:
1. различать части речи;
2. правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
3. уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
4. отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
Орфография:
1. находить орфограммы в морфемах;
2. группировать слова по видам орфограмм;
3. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
4. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
5. самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация:
1. выделять словосочетания в предложении; » определять главное и зависимое слово;
2. составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
3. выделять основы предложений с двумя главными членами;
4. конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
5. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
6. правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
7. составлять простые и сложные предложения изученных видов;
8. познавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
9. находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
10. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
11. устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
12. самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
В результате изучения русского языка ученики должны
уметь:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


































Аннотация к рабочей программе по литературе для 5 и 8 классов

Литература – базовая учебная дисциплина, направленная на эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся. Как школьный предмет она имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы. Курс литературы в 5 классе рассчитан на 70 учебных часов (2 учебных часа в неделю), в 8 классе – на 72 учебных часа (2 учебных часа в неделю).
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
1. Осваивать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, основные теоретико-литературные понятия, биографические сведения о писателях и поэтах.
2. Овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
3. Формировать читательскую культуру обучающихся, потребность в самостоятельном чтении произведений художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение, устную и письменную речь обучающихся.
4. Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Изучение литературы также должно способствовать формированию у учащихся следующих компетенций:
- литературоведческая, предполагающая усвоение системы знаний о литературе как виде искусства, имеющем свою специфику, отражающуюся в особенностях образного языка и структурирования текста, в концепции автора, в исторической смене художественных стилей и методов;
- языковая и коммуникативная, раскрывающая коммуникативную природу текста, где налажен диалог между героями, автором и читателем, единичным текстом и множеством контекстов;
- культуроведческая, предполагающая осознание литературы как формы выражения национальной культуры, осознание её взаимосвязи с историей народа, владение культурой межнационального общения;
- эстетическая, направленная на развитие представлений об эстетическом совершенстве художественного произведения;
- мыслительно-познавательная, реализующаяся в процессе целостного анализа произведения, освоения новых идей, творчества новых авторов; через усвоение механизмов специфического познания учащимися мира и человека в художественном произведении с целью раскрытия смысла произведения и авторской концепции.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5-го класса:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия (фольклор, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, эзопов язык; баллада (начальные представления); литературная сказка; ритм, рифма; метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
уметь:
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать собственное отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений; 
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: жанры фольклора; предания; народные песни; житие; роды литературы; эпос, лирика, драма (развитие направления); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие представления); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); баллада (развитие представления), стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие представления), гипербола, гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции; комедия, трагедия.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.











13PAGE 15


13PAGE 14215




15