Экспертиза рабочих программ по русскому языку

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Елаурская средняя школа
Тема «Экспертиза рабочих программ по русскому языку»
Подготовила
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Краснова З.А.
Экспертиза рабочих программ
Потребность школ в разработке рабочих программ диктуется реальной педагогической практикой, когда построение содержания образования ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. И школа получила право. В связи с введением государственного стандарта, разрабатывать учебные программы разного уровня – базового повышенного или коррекционного на основе государственного стандарта и типовых учебных программ.
Для овладения необходимыми для разработки программ умениями, необходимо знать основные функции и отличия используемых в педагогической практике учебных программ.
Микроисследование № 5
№ п/п Разделы рабочей программы Вопросы для выявления соответствия Стандарту
1 Пояснительная записка 1.1 дана общая характеристика учебного предмета;
1.2 дано описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ;
1.3 цели изучения соответствуют ФГОС;
описаны личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса;
1.4 описаны личностные, метапредметные и предметные результата освоения учебного предмета, курса
1.5 обоснован принцип отбора содержания на основе соответствующей основной образовательной программы ФГОС;
1.6 дана общая характеристика процесса обучения с учётом целей и содержания программы; характеристика системно-деятельностного подхода в обучении;
1.7 даны краткие указания о том, каким образом обеспечивается овладение учащимися предметными, метапредметными универсальными действиями (УУД);
1.8 указаны формы контроля образовательных достижений учащихся: предметных, надпредметных и личностных УУД и способов самостоятельной деятельности;
2 Тематическое планирование 2.1 указаны изучаемые темы;
2.2 по каждой теме указано количество часов, из них:
на теоретическое изучение;
практические занятия;
экскурсии;
лабораторные занятия;
проектную деятельность;
3 Содержание программы 3.1 Текст программы раскрывает содержание обучения по предмету с учетом реализации всех целей, зафиксированных в пояснительной записке;
3.2 Учебный план сконцентрирован в темы вокруг ведущих дидактических единиц содержания, выстроен в строгой логической последовательности;
3.3По каждой теме указывается количество часов, необходимых для изучения теоретического материала и формирования предметных, метапредметных УУД и способов самостоятельной деятельности;
4 Планируемые результаты изучения учебного предмета,курса Соответствуют требованиям Стандарта
5 Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного
процесса Соответствуют требованиям Стандарта
6 Литература 6.1 литература, используемая учителем
6.2 литература, рекомендуемая для учащихся
Разделы рабочей
программы Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание программы Планируемые результаты изучения учебного предмета Описание учебно технического и информационного
обеспечения обраобразовательного Литература Итого %
Ф.И.О.
учителей Артёмкина Н.Н. 19 6 8 3 3 6 45 83
Ильдейкина С.И. 19 6 8 3 3 4 43 80
Конюхов В.Л. 18 5 8 3 2 4 40 74
Разубаева Е.В. 18 6 9 3 3 6 45 83
Кирюшкин В.Н. 17 5 8 3 3 5 41 76
Бударина Р.Н. 19 6 8 3 2 4 42 78
Чекалина О.И. 19 5 8 3 3 5 43 80
Артёмкин Н.В. 19 4 8 3 3 4 41 76
Поручикова М.В. 14 5 7 3 2 3 34 63
Севастьянов В.Н. 14 4 7 3 3 3 34 63
Краснова З.А. 19 6 9 3 3 4 44 81
Гончарова Ю.П. 18 5 8 3 3 5 42 78
Итого 213 63 96 36 33 51 494 Оптимальный уровень ( 35 –51) - 10
Допустимый уровень ( 18 - 34) – 2
Критический уровень- ( 1- 17 ) - 0
Высокий уровень ( 67% –100 %) - 10
Средний уровень ( 34 % - 66 %) – 2
Низкий уровень- ( 1 % - 33 % ) - 0
В результате рабочих программ пришли к выводу, что всем учителям- предметникам , работающим по новым ФГОС НОО и ООО, необходимо доработать рабочие программы по учебным предметам, в частности , необходимо лучше раскрыть традиционные функции рабочей программы: описательную, мировоззренческую, регулирующую или организационно- методическую. Особое внимание нужно уделить на организационно - методическую функцию, т.к. она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения, а также в пояснительной записке подробнее указать формы контроля достижения учащихся: знаний, умений, навыков и способов деятельности.
Микроисследование №11
Собеседование с учителями
Цель: выявить направления оказания методической помощи педагогам
в реализации Стандарта.
Вопросы для собеседования
Какими документами, материалами при формировании у учащихся предметных, метапредметных умений, способов познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной деятельности?
Как этот материал отражается в Ваших программно- методических документах:
рабочей программе по предмету;
календарно- тематическом планировании;
в поурочных планах.
Какие дидактические материалы в помощь учащимся по овладению предметными, метапредметными умениями и способами деятельности Вами разработаны
( инструкции, памятки, алгоритмы, образцы и т.д.)?
Как диагностируете, контролируете успешность овладения каждым учащимся предметными, метапредметными умениями и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся?
Что стимулирует Вашу работу?
Что препятствует формированию предметными, метапредметными умениями и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся?
По итогам собеседования составляется аналитическая справка.
В справке:
раскрывается уровень методической подготовки педагогов для реализации Стандарта по указанным пунктам собеседования;
формулируются выводы;
даются рекомендации педагогам, методическим объединениям учителей;
разрабатывается программа оказания методической помощи отдельным педагогам.
Контрольные вопросы и задания.
Изучите алгоритм разработки программы проведения мониторинга. На уровне управляемой подсистемы.
Разработайте программы мониторинговых исследований качества образования на уровне управляемой подсистемы.
Из предложенных исследований мониторинговых исследований в соответствии с программой мониторинга подберите технологический пакет для проведения мониторинговых процедур.
Организуйте проведение мониторинга.
Обработайте мониторинговых исследований. Выявите положительные и негативные факторы в управлении качеством образования на уровне управляемой подсистемы.
Сформулируйте управленческие решения.
Направления для оказания методической помощи
педагогам в реализации Стандарта
I. Повышение квалификации педагогов:
Изучение нормативных документов по введению ФГОС НОО и ООО;
Изучение образовательной программы ФГОС НОО и ФГОС ООО;
Прохождение курсов повышения квалификации в соответствии по вопросам преподавания в условиях ФГОС НОО и ООО;
Участие педагогов в семинарах, вебинарах и конференциях по проблемам преподавания в условиях ФГОС НОО, ФГОС ООО;
II. Организация психолого- педагогического сопровождения инновационной деятельности:
Провести заседания методического совета школы по вопросам изучения типологии уроков в контексте требований ФГОС НОО, ООО;
Провести заседания школьных МО по обмену опытом учителей по теме « Современный урок в условиях внедрения новых ФГОС»;
Провести открытые уроки в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО;
Создать условия для прохождения педпрактики для студентов Сенгилеевского педагогического техникума, организовать сотрудничество с методистами педтехникума.
Провести педагогические советы по темам « Первые итоги введения ФГОС. Проблемы и достижения», «Итоги организации внеурочной деятельности в рамках перехода на ФГОС ООО»;
Продолжить работу информационного портала ( школьного сайта) по вопросам введения ФГОС ООО в 5 классе.