Программа обучения молодых педагогов

класс

Психолого-педагогические компетенции способствующие
созданию воспитательного социального пространства,
способствующего развитию интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка.

Категории слушателей:
учителя начальных классов,
освобождённые классные воспитатели,
классные руководители,
воспитатели группы продлённого дня,
студенты педагогических вузов.

Автор:
воспитатель группы продлённого дня
первой квалификационной категории
МАОУ «Лицей-интернат
инновационных технологий № 36»
Гагарина Джамиля Анверовна





Набережные Челны, 2013г.

Пояснительная записка
Во внеурочной деятельности педагог осуществляет множество воспитательных задач по целому ряду направлений и видов деятельности. При этом внеурочная работа, как важная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, является вариативной и добровольной. Можно сказать, что добровольность и вариативность, по сути, принципы воспитательной работы, ведь благодаря соблюдению данных принципов мы оставляем пространство для творчества и активности самих учащихся. Педагог должен владеть современным эффективным инструментарием по работе с детским коллективом, чтобы наиболее полно раскрыть личностный потенциал учащихся, иначе ни добровольность, ни вариативность неосуществимы.
Данный мастер класс так же направлен на выработку совместно со слушателями системы ценностных ориентаций для педагога, принимающего позицию лидера детского объединения, наставника для учащихся. Планируя и осуществляя внеурочную деятельность педагог должен прежде всего ориентироваться на личностные ценности ученика: его активность, духовность, уникальность.
Эффективность внеурочной деятельности зависит от того, насколько учащимися приняты цели этой деятельности. Это происходит при соблюдении следующих условий:
Учащиеся должны иметь возможность решить свои личностные проблемы, раскрыть свой внутренний потенциал;
Результаты деятельности детей должны быть социально значимыми.
На осуществление данных условий и направлены предложенные методики воспитательной работы.
Цель мастер-класса: Способствовать внедрению эффективных технологий воспитательной работы, способствующих успешной социализации учащихся, в общеобразовательных учреждениях города.


Содержание мастер-класса
Данный мастер класс направлен на активное включение слушателей в разработку и реализацию активных форм, согласно предложенным методикам.
Ролевой репертуар слушателей меняется в течение курса следующим образом: участник группы - участник команды; ученик, применяющий предложенную методику – мастер, предлагающий свой проект по предложенной методике.
По формам восприятия материала весь курс можно разбить на 3 блока:
Теоретический блок.
Слушатели получат возможность актуализировать и дополнить свои базовые знания по конфликтологии, психологии личности, а так же выработать свою стратегию в планировании внеурочной работы согласно требованиям ФГОС, работая непосредственно с новыми документами по ФГОС.
Практический блок.
Слушатели знакомятся с апробированными воспитательными программами «Зеркало» и «Курс межпланетного общения», (презентация, обсуждение). Посещение слушателями открытого мероприятия: классная искорка на тему «Социальное проектирование».
Коммуникативный блок.
Проходит в форме тренинга коллективного сотрудничества, с использованием следующих методик: социальное проектирование, методика социальных технологий, методика планирования «Лестница успеха», вариативные формы организации внеурочной деятельности («хеппининг», «искорка», и другие).
Эвристический блок.
Продуктивная творческая деятельность слушателей по разработке эффективных форм работы в соответствии с современной концепцией воспитания школьников.

Учебно-тематический план
мастер-класса «Организация учебного сотрудничества как средства формирования коммуникативных универсальных действий»
Цель: Способствовать внедрению эффективных технологий воспитательной работы, способствующих успешной социализации учащихся, в общеобразовательных учреждениях города.
Категория слушателей: для учителей начальных классов, освобождённых классных воспитателей, классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, студентов педагогических вузов
Срок обучения: 36 часов, 9 недель, 2 месяца.
Форма обучения: семинар, тренинг, практикум, открытый урок
Режим занятий: 4 часа в день.


Наименование разделов, тем
Всего, час.
В том числе
Форма контроля




лекции
Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.
Практ., лаб., семинарские занятия


1
Ведение в тему. Выработка концепция воспитательной работы, согласно требованиям ФГОС.
4
1
3

Практическое задание в группах: подбор активных форм работы по основным видам деятельности в соответствии с ФГОС


1.1.
Проблема и актуальность применения воспитательных технологий в условиях общеобразовательного учреждения.
1
1
1



1.2.
Концепция воспитательной работы, согласно базисного учебного плана и методического конструктора ФГОС.


2



2
Этапы формирования детского коллектива, методы разрешения конфликтов
8
3
3
2
Обсуждение по методике «Упражнение Джеффа» (спор-утверждение)


2.1.
Теории межличностного общения.
3
1
1
1


2.2.
Формирования детского коллектива. Позиция педагога
3
1
1
1


2.3.
Оптимальные способы разрешения социального конфликта. Методика достижения согласия.
3
1
2



3
Применение метода социальных технологий.
7
1
5
1
Практическое задание в группах: разработать активную форму, способствующую социальному развитию личности школьника

3.1.
История и сущность метода
2
1
1



3.2.
Применение социальных технологий в решении социальных проблем у школьников. Воспитательная программа «Зеркало»
3
2
1



3.3.
Формирование навыков сотрудничества у младших школьников программа «Курс межпланетного общения»
2

2



4
Социальное проектирование. Методика эффективного планирования «Лестница успеха»
8
1
2
3
Реализация социального проекта

4.1.
Этапы социального проектирования
2
1

1


4.2.
Работа по методике социального проектирования. Просмотр открытого мероприятия
3
1
1
1


4.2
Пошаговое планирование воспитательной работы по методике «Лестница успеха»
2

1
1


5
Вариативность и содержательность видов внеурочной деятельности, согласно требованиям ФГОС
7
2
4
1
Презентация собственной системы планирования

5.1.
Эффективные формы воспитательной работы в младших классах. Из опыта воспитательной работы воспитателей гимназии «Золотая горка»
4
1
2
1


5.2.
Хеппининг, как форма установления личностных контактов, раскрытия коммуникативного потенциала участников
3
1
2



Итоговый контроль: ролевая игра
«Сумасшедшие сессия»
2


2
Организация взаимного обмена знаниями

итого
36







Планируемые результаты
Повышение коммуникативной компетенции педагогов: навыков успешного разрешения и предотвращения социальных конфликтов; навыков построения межличностных отношений в детском коллективе; умения успешной актуализации личностных потребностей школьников во внеурочной деятельности.
Рефлексия педагогами собственной внеурочной деятельности, сопоставление её с предложенным педагогическим и психологическим инструментарием и требованиями ФГОС.
Эффективное применение педагогами метода социальных технологий, методики социального проектирования и методики планирования «Лестница успеха» при выполнении практических заданий в группе, а в последствии и в своей реальной деятельности.
Принятие педагогами позиции детского лидера, наставника во внеурочной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
1. Аудитория, оснащенная медиа-ресурсами (компьютер, проектор, экран, звук), магнитной доской
2. Столы, стулья, возможность передвигаться по аудитории, делиться на группы.
3. Бумага, маркеры для раздаточного материала.
Портфолио.
В основу проекта легла программа работы с одаренными детьми «Науковедение». Диплом конкурса методических разработок в рамках исследовательской конференции «Юнис» - 2011 год.


15