Методическая разработка урока внеклассного чтения Детство, опаленное войной (обсуждение повести В.Богомолова «Иван» и кинофильма «Иваново детство»)


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Учитель высшей квалификационной категории средней общеобразовательной школы №19 Н.М. АрайсДетство, опалённое войной
(обсуждение повести В.Богомолова «Иван» и кинофильма «Иваново детство»)
Ему столько пришлось пережить, что нам и не снилось…
В. Богомолов
Вопросы и задания к уроку. Повесть В. Богомолова «Иван»
1. Портрет главного героя. Что вас удивило в Иване Бондареве?
2. История жизни. (пересказ по гл.4). .
3. Почему автор назвал именно так свое произведение?
Художественный фильм «Иваново детство»
1. Каких эпизодов нет в книге?
2. Чем отличаются картины войны от картин мирного времени? (цвет)
Какие художественные детали помогают передать ощущение радости жизни?
4. Мама и мальчик заглядывают в колодец, он такой глубокий - глубокий… Колодец – это метафора.
Как её можно истолковать?
5. С какой целью режиссер вводит в фильм такие эпизоды, которых нет в книге, и меняет название фильма?
Цель урока: 1. На примере судьбы главного героя показать трагедийность войны, отразившейся в
«подраненном» ею поколении, показать быстрое гражданское возмужание детей
военного времени.
2. Учить сравнивать, сопоставлять произведения разных видов искусства
3. Формировать в детях гуманистическое неприятие войны.
Ход урока. Слово учителя.
Сегодня наш урок называется «Детство, опаленное войной».
Мы продолжим тему, начатую стихами, - тему Великой Отечественной войны. Продолжим её, размышляя над повестью Владимира Богомолова «Иван» и обсуждением художественного фильма «Иваново детство».
Сначала познакомимся с автором книги.
Рассказ подготовленного ученика о писателе.
Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926 года в деревне Кириллово Московской области, жил без отца, вскоре переехал в Москву. В начале Великой Отечественной войны пятнадцатилетний Богомолов ушел на фронт, был воспитанником полка, а в октябре 1941 года уже побывал в боях. Он был крепким, рослым. Летом 1943 года (в 17 лет!) получил первое офицерское звание.
На войне Богомолов был десантником и разведчиком. Военная служба стала для него не столько профессией, сколько судьбой, которую он сам выбрал в те дни, когда Родина была в опасности. С армией Богомолов прошел Украину, Белоруссию, Польшу, Германию, а затем Маньчжурию, был ранен, награжден орденами и медалями, демобилизовался в 1951 году.
В литературу Богомолов пришел в середине 50-х годов, примерно через десятилетие после окончания войны. За это время отстоялось все, что связано было с грозными ее годами, улеглась острая боль, притаилась, но не ушла совсем. Сердце не успокаивалось, требовало высказать то, во имя чего сражались и отдали свои жизни люди разных поколений. «Сердца моего боль» — так назвал Богомолов один из ранних своих рассказов (1963), герой которого, вспоминая прошлое, своих не вернувшихся войны друзей, горько думает о том, сколько жизней унесла война.
Литературная биография Богомолова началась в 1958 году, когда была опубликована первая его повесть «Иван».
Беседа по содержанию повести.
1.- Каким мы видим главного героя повести – Ивана? (по гл.1)
( с.7 «Худенький мальчишка лет 11, весь посиневший от холода и дрожащий; на нём были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи» ;
с. 8. «Настороженно-сосредоточенный взгляд больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь».
С.10. «Он был совсем ещё ребенок, узкоплечий, с тонкими руками и ногами, на вид не более десяти –одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать».
С.11. «Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам, как я определил, от пулевого ранения».
С.12. «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, … говорил же со мной уверенно и даже властно».
С.18. «Вымывшись, он оказался светловолосым и белокожим… Уши у него были маленькие, розовые, нежные… правое было прижато, левое же топырилось. Примечательным в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, удивительно широко расставленные…»)2.- На что особенно обращает наше внимание автор? ( - глаза: большие, необычайно широко расставленные;
- лицо: угрюмое, не по-детски сосредоточенное, напряженное;
- шрам от пулевого ранения;
- поведение: держался независимо, даже властно)
3. - Что вас удивило в Иване Бондареве? (Противоречие во внешности и поведении) Вывод: Действительно, автор, рисуя портрет своего героя, указывает на противоречие: с одной стороны, перед нами совсем ещё ребенок, худенький, с нежно-розовыми оттопыренными ушами, с другой - взрослый человек, солдат, много переживший, получивший боевое ранение. 4. - Кто же он, Иван Бондарев? Что нам известно о его прошлом? (С.41) (Иван Бондарев (Буслов) – мальчишка 12 лет. Из Гомеля, что в Белоруссии. Отец-пограничник погиб в первый день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Что стало с матерью, где она – неизвестно. Он был в лагере смерти в Тростянце, воевал в партизанском отряде, был отправлен в интернат, откуда сбежал. Сейчас он служит в полковой разведке). 5. - Почему Иван не остался в интернате? Как он сам объясняет свой поступок? Что о нём говорят его друзья-разведчики? (с. 45-46 «Тягостно там, живёшь крупу переводишь. И знай зубри… А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».
с.29. Катасонов: «Ему ненависть душу жжет».
с.41.Холин: «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось. Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно – мстить до последнего. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!») 6. - Иван говорит, что приносит пользу. Мне кажется, то, что он делает, называется иначе – подвиг. Подтвердите мою мысль. С. 42. Холин: « То, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там 5-10 дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. А подросток, бездомный побирушка – быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу». С.7. Мальчик осенью переплыл Днепр (а это большая, широкая река) при температуре пять градусов, что не под силу даже хорошему взрослому пловцу, чтобы передать добытые в фашистском тылу сведения. Перед читателем предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года.
Ночь, когда 12-летний мальчишка в одиночку переплывал Днепр.
— Гальцев утверждается во мнении, что Ивана на этот берег доставила лодка, он даже в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 500-метровый днепровский плес при температуре воды +5 градусов, если переправа исключительно трудна при +15 градусах даже и для хорошего пловца. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.
Вот как скупо, заново все переживая, рассказывает об этом капитану сам Иван:
С.22-23. «— В Диковке немцев — к берегу не подойдешь, — сказал мальчик, виновато улыбаясь. — Я плыл от Сосновки. Знаешь, на середке выбился да еще судорога прихватила — думал, конец...
— Так ты что — вплавь?! — изумленно вскричал Холин.
— На полене. Ты не ругайся — так пришлось. Лодки наверху и все охраняются. А ваш тузик в такой темноте, думаешь, просто сыскать? Враз застукают! Знаешь, выбился, а полено крутится, выскальзывает, и еще ногу прихватило, ну, думаю, край! Течение!.. Понесло, понесло, не знаю, как выплыл.
Сосновка был хутор выше по течению, на том, на вражеском берегу, - мальчика снесло без малого на три км. Было просто чудом, что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде, такой слабый и маленький, он все же выплыл...»
— Не только у Гальцева и Холина после этих слов, наверное, и у вас слезы сжали горло?
7.- Какими качествами обладает мальчишка?
(мужество, отвага, выносливость, героизм)
СЛОВАРЬ
Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности (проявить мужество, стойкость)
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке (героизм защитников Родины)
Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость (проявить отвагу)
Храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (беззаветная храбрость8. - Какой ещё эпизод говорит о мужестве мальчика? (Холодной осенней ночью мальчишка снова отправляется на задание: ему надо пройти через передовую, на 50 км углубиться во вражескую территорию, причем 20 км надо пройти до рассвета. «И на каждом шагу он может напороться».) 9. – Какое чувство испытывают взрослые, отправляя мальчонку на опасное задание? (Холин очень волнуется, мыслями он все время с мальчиком) (с.60) Прочитаем окончание гл.7. (с.65) Проанализируйте поведение и состояние разведчиков (Отправляя ребенка, взрослые сдержанны. Ласковые слова здесь малоуместны: нельзя же жалеть мальчишку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему придется рисковать жизнью…Взрослые боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно. В них неустранимо живет горькое сознание вины : мы, сильные, вооруженные, здесь, среди своих , а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражеском тылу, за вершок от смерти). 10. - Зимой 1943/44 года разведчик Иван Бондарев (Буслов) погиб. Гл. 9, с. 71 - чтение финала повести. 11.- Ребята, какое чувство возникло у вас, когда вы узнали о гибели Ивана? (Жалость, потому что он совсем ещё ребенок;
восхищение мужеством мальчика; его стойкостью
ненависть к предателю-полицаю) 12. - Почему автор назвал именно так свое произведение?
(Иван, а не Ваня, потому что у него недетская судьба. Горя и страданий он перенёс столько, что не каждому взрослому под силу такая ноша.
Иван – самое распространенное русское имя). - 13. Чего хотел автор от нас, читателей, написав эту повесть?
(Автор хотел, чтобы мы учились мужеству и стойкости, помнили о подвиге завоевавших победу и гордились ими;
поняли, сколько страданий, боли и горечи приносит война, как она губит и старого и малого) Автора, который сам мальчишкой прошел войну, невозможно упрекнуть в неправде. Мы верим, что жил такой мальчик-герой Иван Буслов. И не только потому, что так пронзительно-правдиво создан этот образ, но ещё и потому, что знаем сотни примеров героизма детей. II. Рассказы уч-ся о детях-героях
После оккупации города Любани фашистами в его районе стал действовать партизанский отряд. В нем сражались три школьника из окрестных деревень — Маркс Кротов, Альберт Купша и Коля Рыжов.
Юные партизаны получили задание показывать советским самолетам дислокацию вражеских войск. С их помощью были уничтожены сотни гитлеровцев, десятки автомашин с боеприпасами, склады с оружием.
В конце 1942 года ребята пробрались ночью к немецкому аэродрому и ракетой указали цель нашим бомбардировщикам. Вражеские самолеты, ангары, бензохранилище были сожжены.
По доносу провокатора фашисты схватили юных партизан и казнили их.
Ученицу школы № 74 Ленинграда Нину Куковерову война застала на даче около поселка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты заняли дерезню, Нина установила связь с подпольным райкомом комсомола и стала собирать разведывательные сведения для партизанского отряда, разносить по деревням листовки и сводки Совинформбюро о положении на фронтах.
Однажды проникнув в расположение крупного карательного отряда, она точно установила, где размещены вражеские орудия, пулеметы, танки. Получив от нее сведения, партизаны разгромили карателей.
Гитлеровцы схватили юную ленинградку и после мучительных пыток казнили ее.
Среди четырех пионеров, удостоенных за героизм при защите Родины высокого звания Героя Советского Союза, есть и ленинградка — Зина Портнова.
Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне, недалеко от Витебска. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали в деревнях листовки, выясняли, сколько там немецких солдат, где расположены пулеметы, учились метко стрелять. Зина поступила работать в офицерскую столовую, собирала там ценные сведения и через сестру передавала их партизанам. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. После этого Зину переправили в партизанский отряд.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам. И стихотворение Марка Вайцмана написано об Иване и других ребятах, отдавших свои маленькие горячие отважные сердца борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. (читает ученик)
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще. То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка — Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной...
(М. В а й ц м а н)
III. Обсуждение художественного фильма «Иваново детство»
Просмотр заключительного эпизода «Смерть Ивана»
1. Вы не задумывались, почему режиссер фильма изменил название книги? Давайте вспомним, каких эпизодов нет в книге?
(Детские воспоминания )
2. Чем отличаются картины войны от картин мирного времени? Какой эпизод выбивается из общего настроения беззаботной радости?
(яркий, светлый фон, много солнца, ощущение радости, счастья. Эпизод у колодца. Колодец такой глубокий, такой холодный, страшно заглянуть в него. Возможно, колодец – это метафора того, что ожидает Ивана, его маму в будущем.) 3. Какие художественные детали помогают передать ощущение радости жизни?
(Солнце, молодая веселая мама, сочные яблоки, теплый песок, река, смеющиеся, играющие ребятишки – это мир детства, мир без войны) 4. Какого впечатления добивается режиссер фильма, вводя эпизоды, которых нет в книге? (Ярче противопоставить ужас войны и счастье мирной жизни) 5. Как этот приём называется в литературе?
(Антитеза, контраст)
Составим контрастные пары: мир-война, счастье-горе, любовь - ненависть, детство -? Авторы фильма хотят нам сказать: вот каким должно быть детство – счастливым, беззаботным. . Но это невозможно, если детство опалено войной. У детей нет детства: они рано взрослеют, они учатся ненависти, они учатся мужеству. Этот фильм – протест против войны. Выводы. Повесть «Иван»- книга о мужестве, стойкости и героической смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено войной, Мы должны помнить о том, сколько страданий, боли и горечи приносит война, помнить подвиге завоевавших победу и гордиться ими. Художественный фильм «Иваново детство»- повествование о том, каким должно быть детство и каким оно было на самом деле. В фильме использован приём кольцевой композиции, он не заканчивается, как книга, на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая сила. Заключительное слово учителя.
Я уверена, что такие как Иван Буслов, Зина Портнова, Марат Казей, Саша Ковалев, станут идеалами для вас, потому что у них нужно учиться мужеству, стойкости духа, любви к Родине.
Прочитайте о героях-ровесниках в книгах: (перечень книг) Домашнее задание. Развернутый ответ на вопросы
1) Что потрясло вас в повести «Иван»?
2) Как изменилось ваше отношение к участникам войны?