Конспект занятия с элементами тренинга для родителей дошкольников Здоровая семья — счастливая семья!


КОНСПЕКТ ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ!»
Кошеварова Наиля Халилевнапедагог-психолог I квалификационной категории
МБДОУ №24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР
Цель:ознакомление и практическое освоение родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми для создания духовного, здорового и социального благополучия семьи и развития доверительных и любящих отношений в ней.
Ход тренинга.
Психолог:  Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашем уютном зале. Я  верю и знаю, что вы любите своих детей, иначе вы бы не пришли сегодня. Сегодня мы поговорим с вами о самой большой человеческой ценности - о здоровье.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Участники называют свое имя, имя ребенка и прилагательные характеризующее их имена.
 Упражнение «Мой ребенок»
Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу 
Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
Мой ребёнок радуется, когда…
Мой ребёнок злится, когда…
В общении с детьми мой ребёнок…
Ребёнку вместе со мной нравится…
Я отдыхаю, когда…Меня больше всего расстраивает…
Ребёнок плачет, если…
Я счастлива, когда мой ребенок …
Мой ребенок здоров, когда…
 
Психолог: Очень хорошо! Действительно, самое большое счастье для родителей это здоровый ребенок. А теперь я предлагаю Вам прослушать определения терминов с научной точки зрения. Определение Всемирной организации охраны здоровья: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков".
Психологическое здоровье -  отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Упражнение «Мой ребенок здоров, если я…» Я предлагаю вам поделиться своим жизненным опытом. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех:«Мой ребенок здоров, если я…» (Ответы родителей)
Психолог: Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма и может привести к психосоматическим заболеваниям. Какие еще проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей и даже излишняя забота со стороны взрослых.Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд. Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей. Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть. У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая, таким образом, душу. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил. Важными помощниками психологического здоровья являются физические упражнения.
Упражнение «Разминка для малышей и их родителей»:
Не зря говорят в здоровом теле – здоровый дух! Давайте и мы свами укрепим свое тело. Я предлагаю вам сделать пару упражнений, которые можно делать совместно с детьми. Я буду показывать, а вы повторяйте:
Вот проснулся глазик, а за ним другой.
Будем просыпаться всей семьей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)
Солнце встало за окошком,
Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)
Чтоб была красивой спинка,
Надо сделать нам разминку,
Руки в стороны по швам
И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)
А теперь давайте вместе
Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)
Вдох и выдох, наклонились.
Всем спасибо, потрудились!
Упражнение «Внутренний ребенок». В каждом из нас живет внутренний ребенок.Чтобы отношения со своим ребенком стали более теплыми и проникновенными, необходимо поддерживать связь со своим внутренним ребенком. Закройте глаза и представьте себя в возрасте своего малыша. Рассмотрите, как он выглядит, какое у него настроение. Назовите его по имени, скажите тёплые, добрые слова, выразите ему свою любовь.Будьте ему таким родителем, в каком вы нуждались тогда.Представьте его совсем маленьким, размером с ладошку, возьмите его на руки, приласкайте и мысленно поместите в свое сердце. 
Упражнение «Клубочек». Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребёнком. Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребёнка в семье. При выполнении они перекатывают мяч друг другу.
Упражнение «Хорошее настроение» Дорогие родители! Не забывайте о том, что только у здоровых и счастливых родителей могут быть счастливые и здоровые дети! Встанем в один большой тесный круг. Подумайте, вспомните, что вам необходимо для поднятия настроения? Передаем, друг другу энергию через рукопожатие и говорим свою ассоциацию (например: шоколад, хорошая музыка, ванна, фрукты…). Запомните эти советы и используйте в жизни.
 Подведение итогов, обратная связь.
Итак, уважаемые родители, мы с вами сегодня затронули вопросы психологического здоровья детей. Это, конечно, работа не одной нашей встречи, т.к. данная тема огромна. На сегодняшнем занятии вы познакомились с некоторыми приёмами, обсудили вопросы здоровья с разных сторон. Я надеюсь, что полученные знания и умения будут вам полезны и помогут строить ваше общение с ребёнком с учётом взаимоотношения и взаимной любви.
Список литературы:
М.А. Тимофеева «Система сопровождения родителей», издательство «Учитель», 2008г.
И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия с родителями». СПб., 2005г.
В. Сатир «Как строить себя и свою семью». М., 1989г.
А.Ю.Монахова «Психолог и семья: активные методы взаимодействия», Ярославль, 2004г