Конспект урока Доли. Образование и сравнение долей.


Математика Учитель Фисенко Д.В.
Класс: 3 («Школа России»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-диалог.
Цели:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли; учить сравнивать доли.
Развивать воображение и пространственные представления.
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.Сели ровно, рот закрыт,Носик дышит, рот молчит.
– Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение. Какие цвета взяли?
– Вы любите играть? А вы внимательные? Проверим? Посмотрите на доску в течение 1 минуты.

– Теперь я закрою, а вы попробуйте нарисовать в тетради то, что запомнили. (Фигуры закрываются).
(Дети работают).
– Проверьте, у кого так?
– Что рисовали? Назовите фигуры.
– Найдите лишнюю фигуру и докажите почему она лишняя.
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебник». Для этого достаньте из конверта, который лежит у вас на партах нарисованный круг. Превратите с помощью цветных карандашей или фломастеров этот круг в предмет, который он вам напоминает.
– У кого что получилось?
(Ответы детей: часы, солнышко, яблоко, апельсин).
– Молодцы!
– А для чего вы это делали? Что мы развивали?
– Да, мы развивали воображение. Это очень важно для математики.
2. Сообщение новых знаний.
– Давайте посмотрим на экран про один из предметов, которые вы нарисовали. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. Слайд 1-2
- Каким праздником пахнет апельсин?
– Что делали животные?
– Почему рассердился волк?
– Что получил каждый из животных? В математике говорят:

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема? Мы будем говорить о том, как образуются доли, как они записываются, будем учиться сравнивать доли.
Слайд 3
– Как вы думаете, что такое доля?

– Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине?
– Что можно сказать про доли, которые получили животные? (Они равные).

– Значит, что такое доля?
– Запишите в тетрадь.
– Сколько долей поучил каждый?
– Из скольких долей?
(На доске появляется запись: 1 доля из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запишите. Давайте повторим, что означает число под чертой?
– Что означает число над чертой?
– Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.
– А как поступить с яблоком? (Разрезать)
– Вот у меня есть яблоко. Оно одно. Ко мне пришли гости. Как же мне поступить? (Вызвать 3 детей из класса).
– Я хозяйка, значит, отрежу себе побольше…(Разделить яблоко на неравные части).
– Правильно я поступлю? Почему? Как нужно было поступить?
– Это получается доля? Почему? (Части неравные).
– Разрежу 2 яблоко правильно. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите в тетрадь: ½.
Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.
– Сравните доли: ½ и ¼. Какая доля больше? Какой знак между ними поставим? А если я ещё разделю, доля получится больше или меньше? Почему?
Физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
 Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4.Задача  на смекалку.
Шоколадку данной формы разломили на 3 равные части. Как это сделали?

– Закрасьте каждую часть.– Какую часть составляет каждая закрашенная часть?
5. Закрепление.
- Попробуем сами определять и называть доли.
- Что любят мыши? (сыр) У наших мышей 1 головка сыра, а их много.
Они нам будут делить сырную головку на части, а мы с вами будем определять и называть долю.  Слайд 4-6.
Сколько мышей пришло? На сколько долей они разделили 1 головку сыра? Сколько получила каждая мышка? Какую часть от целой головки сыра она получила, как ее назвать? ½
Прибежало еще 2 мышка. На сколько частей они поделят 1 головку сыра? Сколько получила каждая мышка? Какую часть от целой головки сыра она получила, как ее назвать? ¼
Сколько мышек прибежало?  На сколько частей они поделят 1 головку сыра? Каждой мышке досталось по … части? Как ее назвать 1/8
6. Рефлексия.
– Что такое доля?
– Что с долями можно делать?
– Что показывает при записи доли число под чертой? Над чертой?
– От чего зависит размер доли?
– Что для вас было трудно?
– Что понравилось на уроке?
7. Домашнее задание (1 мин.)
С93, № 7, № 9.