Урок по математике на тему Доли. Образование и сравнение долей


Урок математики в 3 классе.
Тема. Доли. Образование и сравнение долей
Цели:  познакомить с понятием «доля», научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли с опорой на рисунок; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать , делать выводы, проявлять смекалку, волю, выдержку.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Метапредметные овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги и квадраты из цветной бумаги. Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей, дроби, числитель, знаменатель, дробная черта.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В математику войдем,
В страну чисел попадем.
Слушай, думай и смекай
Предложу ребус - отгадай
Я дарю вам…(слайд1)

-Подарите улыбку друг другу и начнём урок
Актуализация опорных знаний.
1.Блиц-опрос
-Назовите чётные числа
-Назвать последующее числа 99, предыдущее 81
-Назвать свойство прямой
- Что такое луч?
- Результат действия сложения.
- Самая маленькая изученная единица длины.
- Сумма длин всех сторон фигуры…
- Единица длины, равная 10 мм.
Чтобы найти … прямоугольника надо длину умножить на ширину. Чему равна….?
-Оля купила 6 тетрадей по 9 рублей каждая. Сколько стоят все тетради?
-В зале кинотеатра 8 рядов , а мест-72. Сколько мест в одном ряду?
-В первый день посадили 6 лип , а во второй – 18. Во сколько раз меньше посадили лип в первый день, чем во второй?
2.Математический ребус (слайд2)
3.Доля (слайд 3)
-Что обозначает это слово? (это многозначное слово)
-Где вы его встречали в жизни?
Доля-судьба (так суждено)
Доля-в музыкальной грамоте(сильная доля, слабая доля)
Доля-фамилия
-Понятие доля есть и в математике.
-Сформулируйте тему урока
III . Изучение нового материала.
-Как вы думаете доля это сколько? Часть (синонимы-частица,чуточку,немного,элемент)
IV. Физкультминутка
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем. (Потягивания —руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз, два, три, четыре.
Машем крыльями, как гуси,
А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
V. Продолжение работы над темой
1. Просмотр мультфильма «Апельсин»)(слайд4)
-В жизни людям часто приходится делить целое на равные части, доли. Сейчас с помощью мультфильма «Апельсин» вы сможете получить представление о том, как происходит образование долей.
- Что делали животные?
 - Почему рассердился волк?
 - Что получил каждый из животных?
- Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине?
 - Что можно сказать про доли, которые получили животные?(Они равные)
- Запишем в тетрадь, какую долю получил каждый.
- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
- Что следует узнать, чему надо научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- Для того чтобы записывать доли, нужно сначала посчитать, на сколько равных долей разделили целый апельсин (на5), записать это число под чертой . 5
- Затем посчитать, сколько долей взяли, и это число записать над чертой. 1 5 (1:5)
- Доля – это каждая из равных частей целого. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина или одна вторая, разделили на три части, взяли одну - одна третья и т. д Черта - знак деления и называется «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).
-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем. Знаменатель показывает…(на сколько частей разделили целое), а числитель …( сколько частей взяли)
2. Практическая деятельность.
(У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат) и ножницы. Все действия учитель выполняет одновременно с детьми.)— Возьмите круг, разрежьте его пополам. Покажите одну половину . Как по-другому называют половину?(одна вторая часть круга) Запишем. На сколько частей разделили круг? Разделили на две части, значит, число 2 запишем под чертой 2. А сколько взяли?( одну часть) Значит, над чертой запишем единицу- 12. Доля читается «одна вторая».
— Возьмите квадрат. Разрежьте его на 4 части.
— Покажите одну четвёртую часть квадрата .Как запишем? На сколько частей разделили квадрат? Он разделён на 4 части, значит, число 4 запишем…(под чертой) 4. А взяли всего одну часть ,значит, над чертой запишем единицу 14. Доля читается «одна четвёртая». Алгоритм записи доли (слайд 5)
Хочешь записать доли – выполняй действия по алгоритму:
Посчитай, на сколько равных долей разделено целое . Запиши это число под чертой.
Посчитай сколько долей закрасили или взяли
Это число запиши над чертой
3.Работа в парах (слайд 6)
Посмотрите на доску. Здесь изображены круги, они поделены на части. Записать, какая доля закрашена?
Проверить друг у друга с/р и поставить оценку карандашом на полях
16 13 18 124. Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника.
— Что больше: одна вторая часть или одна четвертая? (Одна вторая?)
— Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть, одну четвертую часть.
№ 1 (с. 92).
(Задание 1 — коллективно, с комментированием, задание 2 — самостоятельно.)
№ 2 (с. 92). (сравнение долей)
— Как разделили зеленую полоску? (На 2равные части, пополам.)
— Какую долю получили? (Одну вторую.)
— Как разделили розовую полоску? (На 3равные части.)
— Какую долю получили? (Одну третью.)
— Как разделили желтую полоску? (На 4равные части.)
— Какую долю получили? (Одну четвертую.)
— Как разделили синюю полоску? (На 6равных частей.)
— Какую долю получили? (Одну шестую.)
— Какая доля больше: одна третья или половина? (Половина.) И т. д.
Вывод : чем больше частей, тем доля меньше.
Закрепление. Создание проблемной ситуации:
- К нам пришли 3 товарища в гости, мы их будем угощать шоколадкой.
- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три равные части).
- Какую долю получит каждый гость? 
- Запишите дробь ( 13 ) Проверьте себя .-  Затем пришли ещё 6 товарищей , давайте и их  угостим такой же шоколадкой.
- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 равных частей)
- Какую долю получит каждый гость? 
- Запишите дробь.( 16 ) А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? ( 13 7 16 )
-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).
VI. Рефлексия
Самооценка успешности
У каждого на парте лист самооценки:

Оценить свою работу на уроке с помощью цвета.
Поместить человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:
получилось все отлично
хорошо
часть заданий выполнена верно

не получилось так, как хотелось
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое доля?
- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей?
- Как сравнить доли?
- Где вы можете использовать полученные новые знания? 
VIII. Домашнее задание
№8,9 (с.93)