Конспект урока по математике «ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ»

Конспект урока по математике(3 класс)
по программе Школа России
Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей» (учебник, с. 91–93; рабочая тетрадь, с. 66–67; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги, дидактическое пособие «Палитра. Таблица умножения на 3, 4, 5», дидактическое пособие «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».
Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
На партах у учащихся полоски с квадратами различных цветов.
– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.
II. Устный счет.
Повторение таблицы умножения. Работа с дидактическим пособием «Палитра». Выборочная проверка.
III. Актуализация знаний.
– Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 78 65 34 15
– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)
– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)
– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)
IV. Изучение нового материала.
– Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Учащиеся выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.
8 · 4 = 15 : 5 = 9 · 7 = 46 + 54 =
82 – 35 = 39 + 28 = 42 : 6 = 3 · 7 =
– Каждому ответу соответствует буква:
7
21
3
47
32
67
63
100

п
е
а
ь
л
и
с
н

– Поставьте эти числа в порядке возрастания.
– Какое слово составили из данных букв? (Апельсин.)
Учитель показывает учащимся апельсин.
– Что такое апельсин? (Это фрукт.)
– Какие еще фрукты вы знаете? (Яблоко, мандарин.)
– Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с новыми числами.
Гимнастика для глаз
Учитель предлагает следить глазами по стрелкам на фигурах. Читает текст.
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!

V. Практическая деятельность.
– Вы можете спросить: «А зачем нам что-то знать про эти числа?»
– Тогда попробуйте ответить на вопрос.
Учитель разламывает апельсин на четыре части и одну часть дает ученику.
– Как вы думаете, какую часть апельсина я отдала?
– Давайте попробуем в этом разобраться.
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг.)
– Сложите круг пополам.
– Разверните. Сколько равных частей получили? (2.)
– Итак, мы разделили круг пополам, то есть на две равные части. Как они называются? (Половинки.)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока. А записывают это так: .
– Сколько частей взяли? (1.)
– На сколько частей разделили? (2.)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите еще пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4.)
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.
– Сколько равных частей получили? (4.)
– А записывают это так: .
VI. Развитие умения записывать и называть доли.
– Запишите, какая это доля.
Учитель показывает карточки, на которых круги, квадраты, прямоугольники разделены на равные части: 2, 3, 4, 5 и т. д. и одна часть закрашена.
Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
Учитель показывает верную запись на обратной стороне карточек.
– Посмотрите на и .
– Сравните: что больше? (Запись в тетради: и .)
– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
VII. Первичное закрепление. Сравнение долей.
Выполнить задание № 18 из универсального мультимедийного пособия к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс». Задание № 48.
Выполняют из № 1–3, 8.
VIII. Работа с материалом учебника.
– Откройте учебники на с. 93, № 3.
1) 8 – 3 = 5 (кг) – масса коробки с бананами.
2) 5 · 9 = 45 (кг) – масса 9 коробок с бананами.
Ответ: 9 коробок с бананами весят 45 килограммов.
– Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Доли.)
IX. Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель» № 8).
– На сколько частей разделили апельсин герои мультфильма? (На пять.)
– Скажите, какую часть апельсина я отдала?
– Давайте посмотрим на те числа, которые я просила вас прочитать в начале урока. Теперь вы сможете это сделать? (Да.)
Учащиеся читают числа на доске:
X. Самостоятельная работа.
1. Работа с дидактическим пособием «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».
Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания. (На обратной стороне карточек даны верные ответы.)
2. Работа в тетради на печатной основе: № 178–179, с. 66.
XI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Какая была тема урока? (Доли.)
– Что такое доля? (Часть целого.)
– Мы учились делить на доли и записывать доли. А еще мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали? (Чем больше частей, тем доля меньше.)
Учитель раздает учащимся полоски бумаги с квадратами различных цветов (обратная сторона).
– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.
XII. Домашнее задание: учебник, с. 93, № 7, рабочая тетрадь, с. 67, № 181, 183.

Рисунок 12Рисунок 11Рисунок 10Рисунок 215