Доклад на родительском собрании Влияние творческой активности на развитие речи в дошкольном возрасте


Доклад: «Влияние творческой активности на развитие речи в дошкольном возрасте»
Свою педагогическую деятельность осуществляю в детском саду «Колобок» с 2014 года. В мае этого года состоится первый выпуск детей. Я рада такому событию и сейчас хочу вас познакомить с некоторыми приёмами работы на занятиях декоративно – прикладного творчества.
Самостоятельность и способности у детей дошкольного возраста появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Одно из главных умений при воспитании самостоятельности у дошкольников – это действовать своевременно, не упуская из виду тех перемен, которые по ходу взросления меняют ребёнка.
Актуальность развития творческих способностей, путём освоения навыков декоративно – прикладного творчества, на современном этапе очевидна, поскольку формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из острых проблем современности.
Главной задачей, на сегодняшний день, является обучение детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе. И только при правильной организации воспитания, широком вовлечении детей в разные виды деятельности, где преобладают мотивация деятельности, определённые установки происходит получение желаемого результата.
На наших занятиях стараюсь мотивировать детей к деятельности разными способами – это и выставки в кабинете, фойе детского сада, и сувенирные поделки для родителей, и возможность забирать свои поделки сразу после их изготовления. Именно возможность забирать свои поделки сразу, на сегодняшний, момент является главной мотивационной позицией, так как сделанная некоторое время назад работа может потерять свою актуальность для ребёнка, проще говоря, она ему станет не интересна.
В дошкольном возрасте, одним из самых продуктивных действий для развития самостоятельности у детей является ручной труд. Пальцы ребёнка связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Выполнение любых творческих работ требуют от ребёнка постоянного внимания и заставляют его думать.
Вместе с тем, важной задачей педагога является не только научить детей самостоятельно выполнять работы, но и научить их выражать свои чувства, эмоции, формулировать и высказывать свои мысли.
На своих занятиях часто применяю рефлексивные упражнения для мыслительного формирования речи и свободного общения по теме занятия. Спрашиваю, с каким материалом сегодня работали, является ли он инструментом или приспособлением, с какой цветовой гаммой работали, что узнали нового, сможете ли дома показать, как выполнить эту работу. Стараюсь добиться полноценного диалога, расширенного ответа, который бы состоял не из одного слова, а из целого предложения. Таким образом, у детей формируется не только навык владения работы с бумагой, ножницами, подручным материалом, но и формируется речь.
Анализ работы показывает, что у детей в процессе занятий декоративно – прикладным творчеством повысился уровень восприятия всего окружающего, они рассматривают окружающие предметы с целью их преобразования , расширился их словарный запас.
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. Это наличие необходимого материала, инструментов и дополнительных приспособлений, декоративных украшений, без которых выполнение интересных творческих работ является не возможным, или же работа может выглядеть не привлекательно для ребёнка и соответственно для родителей, как главных оценщиков труда своего ребёнка.
Очень важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. Разные дети в одинаковых условиях действуют по-разному, и результат труда всегда получается индивидуальным. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, в садике, с родителями или бабушками дома, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия и творческий процесс, и воспитательный процесс невозможен. Опыт работы с родителями показывает, что родители не должны быть зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка.
Современная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты воспитания достигаются в условиях содружества семейного и педагогического воспитания в детском саду.
Целью нашей совместной работы является воспитание детей целеустремлёнными, активными и самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к школьной жизни.