Статья Развитие речи в дошкольном возрасте


Развитие речи в дошкольном возрасте.
Развитие речи начинается в дошкольном возрасте. Ребенок, слушая чужую речь, усваивает нормы и правила общения. Чтобы  воздействовать на слушателей ,он учится четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, старается привлечь внимание своей речью . Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков в большей мере актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Для успешной работы в этом направлении необходимо изучить особенности речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Л. В. Балащова выделила уровни развития культуры речи детей.
1.  Высокий уровень - у ребенка наблюдается достаточный словарный запас (3000-4000 слов, по данным Е. А. Аркина); грамматический строй речи правильный; установленное звукопроизношение и развитый фонематический слух. Умеет поддерживать беседу и со сверстниками, и со взрослыми; произвольно осознанность построения развернутого монологического высказывания. Знает и владеет речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) и всегда его без напоминания использует («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»); доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.
2.  Средний уровень – у ребенка достаточный словарный запас,можно отметить несогласованность грамматического строя речи; звукопроизношение, в основном, установлено, но в потоке речи может невнятно произносить слова, при беседе наблюдается частое отвлечение от поставленного вопроса, при монологической речи не наблюдается связности высказывания. Знает речевой этикет («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»), но при этом не всегда его использует, доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.
3.  Низкий уровень – у ребенка наблюдается недостаточный словарный запас, несогласованность грамматического строя речи, недостаточно сформировано звукопроизношение, при беседе наблюдается неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса .
Оценить уровень словарного запаса мы можем при помощи методики Г.А. Волковой «Проверка словарного запаса» .Дети должны назвать предметы , объяснить из значение и применение. Это позволит говорить только об уровне владения словарным запасом.
«Проверка уровня грамматического строя речи»,методика этого же автора, поможет проверить уровень развития грамматического строя речи . 
Детям можно предложить «превратить» «большой» предмет в «маленький», образовать относительные прилагательные от существительных и ответить на вопрос: «Из чего сделан предмет?», образовать глаголы движения с помощью приставок. Детям можно предложить картинки, которые довольно быстро помогут им ответить на вопрос.
"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»- сказал известный педагог В. А. Сухомлинский . От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Связь между мелкой моторикой руки и развитием речи давно доказали ученые -нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. То есть, . чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. Следовательно, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Значение развития мелкой моторики :
• Поднимает настроение ребенка.
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Массаж и самомассаж кистей рук, способствуют оздоровлению организма.
Игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.
Большую роль по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для маленького ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статические и динамические движения.
В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.
Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.
Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3-я группа пальчиковые игры с предметами.
Например :
Этот пальчик – дедушка, (поглаживаем большой палец)
это пальчик – бабушка, (указательный)
этот пальчик – папа, (средний)
это пальчик – мама, (безымянный)
этот пальчик –я. (мизинчик)
Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши) .
Скороговорки педагогическая наука давно признала инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду —
бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!»
Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Наблюдая за тем, как происходит процесс овладения речью, можно заметить, что дни и недели проходят, а изменения лингвистических способностей почти незаметны. Прогресс только кажется медленным, на самом деле происходит нечто поразительное. С очень небольшими инструкциями, а часто и вообще без них, дети к 10-летнему возрасту имплицитно достигают того, что поколения лингвистов со степенью доктора философии не могут достигнуть эксплицитно. Они усваивают все значительные правила языка с тонкими взаимодействиями между ними. Ни один лингвист за всю свою жизнь не смог описать грамматику какого-либо языка так, чтобы охватить все грамматические типы предложений. Однако же все мы, будучи детьми, усваиваем такую грамматику.