Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением наглядного моделирования «Веселый Буратино»


Приложение №18
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением наглядного моделирования
«Веселый Буратино»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2017 г.
Цель: используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои».
Обогащение экспрессивного словаря словами – определениями, совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). 
Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм - модель. 
Воспитание интереса к художественной литературе.
Развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие речевого слуха.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики.
Развитие координации речи с движением.
Развитие памяти.
Развитие творческого воображения.
Развитие логического мышления.
Воспитательные:
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, музыка. 
Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по количеству детей.
Ход ООД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами и скажите, где мы с вами находимся?
Дети: В библиотеке.
Воспитатель:  А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?
Дети: Дом для книг, книжкин дом.
Воспитатель:  Молодцы, все верно. 
На полу лежит книга.
Воспитатель:  Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
Воспитатель: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
Воспитатель:  Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. Поднимает книгу и раскрывает ее.
Воспитатель:  Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос  из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
Воспитатель:  Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? 
Дети: Да!
Воспитатель:  Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.
 Воспитатель:  Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну.
Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка.
Воспитатель:  Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: Да!
Идут по следам и находят конверт с заданием
Воспитатель:  Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:
У отца был мальчик странный,Необычный - деревянный.На земле и под водой,Ищет ключик золотой?Всюду нос сует он длинный.Кто же это?
Дети: Буратино.
1 задание  - «Выложи картинки по схеме»
Воспитатель:  Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы. На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино?
Дети: Из дерева.
Воспитатель:  Значит он какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель:  Какой Буратино по характеру грустный или веселый?
Дети: Веселый.
Воспитатель:  Кладем улыбку. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино?
Дети: Ходит.
Воспитатель:  Помещаем ноги. Что еще он умеет делать?
Дети: Учится читать.
Воспитатель:  Кладем азбуку. Что еще он может делать?
Дети: Любит Папу Карло.
Воспитатель:  Правильно, добавляем и сердечко. Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его.
Дети: Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь.
Воспитатель: А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино?
Дети: Мальчик, человечек.
 Воспитатель: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Воспитатель:  Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней.
Присели на ковер
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (на слайдах)
1….?
Добрый, трудолюбивый
Заботится, учит, воспитывает.
Смастерил деревянную куклу.
Мастер на все руки.
Воспитатель: Кто это может быть?
1….?
Мудрая, старая.
Плавает, ползает, живет в пруду.
Подарила золотой ключик Буратино.
Долгожительница.
Воспитатель: Кто это может быть?
1…..?
2. Добрая, умная.
3.Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
Воспитатель: Кто это может быть?
Воспитатель: Ребята, вам понравились мои загадки?
Дети: Да!
 Воспитатель:  А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два - нагнулся,Руки в стороны развёл,Ключик, видно, не нашёл.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.
Воспитатель:  А вы любите рисовать?
Дети: Да!
 Воспитатель:  Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»
Звучит спокойная музыка
 Воспитатель:  Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)
Воспитатель:  Отлично!  Идем дальше по следам.  Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?
Дети: Мы расколдовали сказочную книгу.
Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.
Проходим сквозь зеркало назад
Воспитатель: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?
 Воспитатель:  Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
Дети: Синквейн.
Воспитатель:  Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
Воспитатель: За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»