Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением наглядного моделирования «Маленькие волшебники»


Приложение №10
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением наглядного моделирования
«Маленькие волшебники»
Гусач Е.В., воспитатель


пгт. Дубровка – 2016 г.
Цель: развивать связную речь детей.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброту, желание совершать добрые поступки.
Дать возможность детям сделать нравственный выбор между добрым и злым волшебством.
Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника.
Развивающие:
Развивать связную речь, навыки речевого общения.
Развивать логическое мышление, умение использовать схему как основу для составления сказки.
Развивать познавательную и речевую активность детей.
Образовательные:
Активизировать знания детей о транспорте.
Создать условия для составления детьми сказки по заданному схемой (мнемотаблицей) сюжету.
Обогатить речь детей за счёт антонимов.
Дать возможность детям самостоятельно проанализировать свою деятельность по окончании ООД.
Ход ООД
Мотивация «Каким волшебником хочешь стать?»
Дети с воспитателем заходят в зал, звучит сказочная музыка (видеозаставка «В гостях у сказки», сверкают цветные огоньки.
Воспитатель: Ой, куда мы с вами попали? Саша, ты как думаешь? А ты, Маша? (индивидуальные ответы - предположения детей). Почему вы так думаете? Здесь какие-то дорожки. Интересно, куда они приведут? (предположения детей)
Голос: «Внимание, внимание! Вас приветствует радио волшебной страны! Перед вами, дорогие гости, две волшебные дорожки. Пройдёте по цветной, радужной дорожке - превратитесь в добрых волшебников. Пройдёте по тёмной дорожке - превратитесь в злых волшебников-троллей. Выбирайте сами, кем хотите стать, а мы, жители волшебной страны, посмотрим».
Воспитатель: Ребята, так, где мы с вами оказались? В кого вы хотите превратиться? Почему в добрых волшебников? А, может, кто-то хочет стать троллем? Почему, нет? Ну, что же, дорожку выбрали. Тогда в путь.
Описание «волшебных» предметов.
Воспитатель: Дорожку прошли. Значит, передо мной уже не обычные дети из моей группы, а волшебники. А с помощью чего волшебники делают разные чудеса и превращения? (с помощью волшебной палочки) Какие ещё волшебные предметы вы знаете? (ответы детей) А где хранятся волшебные предметы? Вы не видите здесь нигде какой-нибудь волшебной шкатулки или коробочки?
Дети «находят» волшебную шкатулку, открывают и достают «волшебные предметы» - волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка - невидимка, волшебная лампа, зеркало, клубочек, дудочка.
Воспитатель обращается к детям (по одному): Волшебница Настя, расскажи о своём волшебном предмете. Что он умеет делать? Ты же превратилась в добрую волшебницу, что ты доброго хотела бы сделать с помощью волшебной палочки? и т. д. (спросить каждого)
Игра «Два обруча».
Воспитатель: А у меня тоже есть волшебная палочка, и с помощью неё я включу наш волшебный экран (дотрагивается до мультимедийного экрана, на нём появляются изображения сказочного и воздушного транспорта). Что это появилось? (дети перечисляют) Как это можно назвать одним словом? (транспорт) Но это разный транспорт. Если транспорт из сказки, то, как его можно назвать? (сказочный) А, если на транспорте можно летать по воздуху? (воздушный) Вы сможете распределить сказочный транспорт в синий круг, а воздушный - в красный? Справимся? А какой же транспорт будет на пересечении кругов? Как его можно назвать? (обсуждается расположение предметов: ковер-самолет, ступа Бабы Яги, метла Бабы Яги).
Физминутка на музыку «В гостях у сказки».
Игра: «Сказочные герои».
Воспитатель: Ребята, назовите сказочного героя на звук – К, Б, З, С, М.
Придумывание сказки с заданным сюжетом по мнемотаблице.
Воспитатель: Ой, ребята, вы помните, как сказало радио: «Мы, жители волшебной страны, посмотрим». Значит, нам надо показать, что мы действительно добрые волшебники. Что мы для этого можем сделать? А хотите сказку новую добрую придумаем? У нас получится?
На экране появляется мнемотаблица-схема сюжета сказки.
Воспитатель: Сказка будет про гномика Васю, у которого не было друзей. Надо рассказать, какой был гномик, где он жил, что с ним случилось и чем всё закончилось. Напомните, какими словами обычно начинают сказки (жили-были, за тридевять земель, в некотором царстве.) А заканчивают? (ответы детей)
Во время придумывания сказки воспитатель напоминает, что сказка должна получиться доброй.
Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилась добрая сказка? Какой поступок в сказке можно назвать добрым?
Словесная игра «Наоборот»
Воспитатель: Дети, я вот о чём сейчас подумала. Мы с вами выбрали цветную дорожку, а ведь, наверное, нашлись и те, кто выбрал тёмную дорожку, превратились они в злых троллей и разбрелись по разным сказкам. Вы бы хотели их расколдовать? А поможет нам этот кристалл доброты (мячик блестящий) Внимание! Волшебство начинается!
Дети становятся в круг, воспитатель стоит в центре, бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку со словами: «Был волшебник-тролль злой – стал (добрый)» Слова для игры: злой (добрый); ужасный (прекрасный); глупый (умный); жадный (щедрый); грубый (вежливый); грустный (веселый); страшный (красивый), сердитый (весёлый).
Воспитатель: Ну, что, всех троллей расколдовали? Как мы это сделали?
Подведение итогов.
Голос: «Внимание! Внимание! Говорит радио волшебной страны. Расскажите, что успели сделать юные добрые волшебники?
Воспитатель: Ребята, что мы сделали доброго? Какие волшебные предметы вам помогли? Какой предмет вы считаете самым-самым волшебным? (ответы детей)
Радио: «Хотели бы вы получить в подарок волшебные палочки? Жители нашей волшебной страны дружно решили, что вы достойны такого подарка. Эти волшебные палочки умеют превращаться в различные предметы, и мы надеемся, что с помощью их вы будете совершать только добрые дела и играть только в добрые игры»