Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением наглядного моделирования «По следам любимых сказок»


Приложение №9
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением наглядного моделирования
«По следам любимых сказок»
Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
Цель: Развивать речевое творчество и выразительность речи.
Задачи:
Совершенствовать навык пересказа сказки, в её логической последовательности используя модель.
Активизировать в речи слова, необходимые для составления сказочного сюжета.
Развивать творческое воображение, память, внимание, наглядно действенное мышление.
Развивать умение соотносить знаковые символы с образами сказки.
Способствовать воспитанию интереса к русским сказкам.
Оборудование: Иллюстрации “Страна сказок”, игрушки, модели сказочных героев (заместители).
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, мне прислали письмо герои сказок, прочитаем? (Читает письмо.) Ребята, здравствуйте, у нас неприятности. У Бабы Яги плохое настроение, она перепутала всех героев сказок. Помогите, отправьте нас в свои сказки и успокойте Бабу Ягу.
Воспитатель: Поможем? Как нам с вами попасть в страну сказок?
Дети произносят волшебные слова из пальчиковой игры “Замок”.
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. 
(с силой сжимаем и разжимаем кулаки.)Хоть замочек очень крепкий – 
(сложить ладони в замок)Металлический и цепкий, 
(развести ладони и потянуть замок)Мы его покрутим, 
(крутим “замочек”)А потом три раза дунем, 
(вдох через нос 3 раза дунем)Покачаем – раз, два, три.Дверь, замочек, отопри!
(Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)Двери открываются, сказка начинается!
Воспитатель: Вот мы и оказались в стране сказок, нас встретили сказочные герои, но они забыли кто они и откуда? Необходимо узнать героев и сказку.
Дети из расположенных на столе (доске) заместителей составляют сказку и называют ее.
“Колобок” – заместители.
“Лиса и козёл” – заместители в виде геометрических фигур.
“Лиса, заяц и петух” – заместители в виде разноцветных кружочков.
Воспитатель: Идём дальше по болоту. (Дорожка оформлена в виде болота, с героями сказок, которые живут на болоте, дети идут, перепрыгивая с кочки на кочку.) Дети в сказках чаще побеждает добро или зло? (ответы детей) А вот встреча этих героев как закончилась, давайте вспомним сказку “Журавль и цапля”. (Дети садятся на болотные кочки, и рассказываю сказку.) Ребята, а что можно сделать, чтобы помирить героев? (Дети изменяют конец сказки: продолжают и заканчивают сказку по – другому или добавляют нового героя.) Идём дальше. (Дети идут по лесной, извилистой тропинке.)
Воспитатель: На пеньке стоят баночки, понюхаем, чем из них пахнет?
Дети: Луком, чесноком, перцем.
Воспитатель: А кто из героев сказки может так пахнуть?
Дети: Баба Яга, Леший, Кикимора.
Появляется Баба Яга и у неё плохое настроение. (Это может быть человек, или иллюстрация.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое у неё выражение лица?
Дети: Грустное, мрачное, печальное, безрадостное, обиженное.
Воспитатель: С чем можно сравнить такое настроение?
Дети: С серой тучей, пасмурным небом, увядшим цветком и т.д.
Воспитатель: Как можно улучшить её настроение? Давайте Бабе Яге скажем комплименты, её это порадует. Её настроение изменилось? Какое оно?
Дети: Весёлое, счастливое, радостное.
Воспитатель: С чем можно сравнить такое настроение?
Дети: С солнцем, радугой и т.д.
Воспитатель: У бабы Яги хорошее настроение и она хочет поиграть с нами.
Малоподвижная игра “Звери”.
У нас славная осанка,Мы свели свои лопатки.Мы походим на носках,Мы пойдём на пятках.Пойдём мягко, как лисята,Ну, а если надоест, То пойдём все косолапо,Как медведи ходят в лес.
Воспитатель: Идем дальше, здесь тоже живут сказочные герои, только они не могут собраться в сказку.
Дети садятся в кресло сказочника и рассказывают свою сказку, используя заместителей.
Воспитатель: Посмотрите, как озарились все радостными улыбками, согрелись теплом ваших сердец. Давайте скажем наш девиз. (Дети произносят слова):
Что для жизни нужно?– Солнце!Что для дружбы нужно?– Сердце!Что для сердца нужно?– Счастье!Что для счастья нужно?– Мир!
Воспитатель: Идём дальше и на пути у нас сундук. Это подарок нам в благодарность. (Книги со сказками лежит в сундуке.)
На выходе из сказочной страны стоит зеркало.
Воспитатель: Что это за зеркало? Это зеркало отражает всех нас, даже когда нас здесь не будет. Давайте улыбнёмся и пожелаем что-нибудь сказочным героям, что – бы здесь всегда был мир.
Нам пора уходить, как нам выбраться из страны сказок? (Дети выбирают какой-либо вариант.)
Вспомнить сказочный транспорт.
Вспомнит слова-заклинания.
Придумать самим слова-заклинания или волшебный транспорт.