Реферат на тему:« Он жил среди нас, а мы его не знали».


Комитет образования и науки администрации
г. Новокузнецка
МБОУ «ООШ № 100 им С.Е.Цветкова»
lV городской конкурс знатоков-краеведов
«КОНЮХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»,
посвященный 400-летию г. Новокузнецка.
РЕФЕРАТ
По теме:
« Он жил среди нас, а мы его не знали».
Секция: «Люди-легенды города»
Автор: Дрянков Тимофей
МБОУ «ООШ № 100
им С.Е.Цветкова», 1 «А»
Руководитель:
Дрянкова Е.А., учитель истории
г. Новокузнецк,2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………1
Глава 1.Знакомство с отцом Никоном…….. ….........................................1
Глава 2. Жизнь в Кузнецке. Строительство Никольской церкви............2
Заключение…………………………………………………………………5
Литература………………………………………………………………….6
Введение.
Так случилось, что я будучи жителем города Осинники оказался учеником школы №100 им. С.Е.Цветкова. Большое количество ребят проживающих на Форштадте учатся в нашей школе. А знают ли они в каком историческом и намоленном месте они проживают.
Когда находишься в святом месте уходить не хочется, душа тянется к вечности, там суета останавливается.

И вот мы поднимемся на Вознесенскую гору, пройдём мимо Кузнецкой крепости мы увидим старое Кузнецкое кладбище. Берёзы стоят в снегу, могильные памятники в снеговых шапках, вороны пронзительно каркающие охраняют покой усопших.
rightbottomСреди многочисленных памятников и крестов есть одна могила которая излучает благодать, исцеляет и умиротворяет. Рядом с могилкой отца Николая есть ещё монашеские захоронения, это просто островок святости.
В те далёкие годы православные христиане тех времён , живя среди неверующих людей, которые смеялись, издевались над ними, молили Богу, смиренно неся свой крест. И я хочу рассказать об этих людях , которых мы может быть не знаем, их именами не названы улицы, их имена не встретишь в энциклопедии, но мы сохранили свой нравственный облик только благодаря им.
Глава 1. Знакомство с отцом Никоном.
Рассказала нам историю встречи с отцом Николаем одна из прихожанок Свято-Никольского храма Анастасия Михайловна.
Была у Анастасии крёстная - тётя Екатерина. Жила она в те 30-е годы в шахтёрском посёлке Осинники. Вступила в комсомол, стала активисткой, была всегда на передовых позициях. И была у неё должность санинструктор. Но несмотря на её активность и комсомольский задор, в душе она оставалась верной Христу. Рядом с шахтой стоял большой лагерь, в который согнали много духовенства. Екатерина, пользуясь своим авторитетом и должностью проходила спокойно на территорию лагеря, в бараки, в санчасть, где лежали больные, и узнав, кто из них монахи и священники, потихоньку передавала продукты для истощённых и больных людей. И делала она это от чистого сердца, занималась благотворительностью ради Христа.
Здесь ,в Осинниках, познакомилась она с монахиней Пелагеей, которая тоже навещала узников. От Пелагеи узнала Екатерина, что за посёлком Сарбалой , в одной из деревень, проживает ссыльный иеромонах Никон, в миру Николай, который раньше был в Глинской пустыни, а вместе с ним проживают две монахини – Апполинария и Мария. Вот только точное месторасположение деревни, её название неизвестны, примерно где-то за Сарбалой. И захотелось Екатерине навестить отца Никона , а тут приехала в Осинники её племянница Настенька. Вдвоём веселее.

Вышли они из Осинников ранним утром, помолясь, попросив помощи у Бога, чтобы указал дорогу и привёл к монахам….Шли странницы долго, по дорогам, по тропинкам, то среди холмов, то среди сосняка, заходя в деревушки испрашивая о монашествующих.

День начал склоняться к вечеру, когда вошли они в деревню, которая называлась Колпинушка . Увидели бабушку, стоящую у ворот. Подошли, поздоровались, спросили об отце Никоне. Старушка указала рукой в сторону, где на окраине стоял небольшой домик.
Отправились Екатерина и Настенька по деревенской улице, на окраину, туда, где стоял домик в два окна, окружённый изгородью, возле которой, совсем рядом, уже начинался густой лес – сосновый, пихтовый, с зарослями малины и смородины.
Домик, в котором жил отец Никон монахини – Апполинария и Мария, был маленький, внутри – кухонька, печка, стол, табуретки, одна горница, там стояли три кровати, в красном углу висели старинные иконы.
Отец Никон встретил пришедших стоя, благословил, пригласил за стол. Пока монахини готовили трапезу Екатерина стала про себя рассказывать, исповедывать свои грехи…Когда каша сварилась и заварили чай, Екатерина закончила разговор с батюшкой, накрыли стол, помолились.
После трапезы отец Никон предложил помолиться.
За окнами смеркалось. Темнело небо, на котором появлялись первые звёзды, темнел густой лес. Деревенские жители сидели по домам, кто-то читал газету, кто-то вязал чулок, в хлеву шумно вздыхали коровы, где-то лаяли собаки ..А в домике, на окраине, православные христиане славословили Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы грешников спасти, пели монахини, крестились, кланялись и было ощущение что это иной мир, мир любви, радости и милосердия.
Иеромонах Никон, в схиме Николай родился в 1873 году в Российской империи. Кто были его родители, какого звания ничего об этом неизвестно.
Известно только, что он стал зубным врачом, имел практику, участвовал в русско-японской войне 1904 года, вдоволь насмотревшись на реки крови, которые проливались под Мукденом и Ляояном, поняв, что жизнь человеческая очень хрупка, может оборваться в любое мгновение.
Вернувшись с войны , он пришёл в гости к родному брату, который в ту пору уже женился. Брат его встретил радостно, обнялись, прошли в дом. Посмотрел будущий монах по сторонам- в комнатах грязно, неуютно, вышла супруга брата- мрачная, неприветливая, всё время ворчала, пока братья трапезничали, переживая радость встречи…Навестив брата и увидев как живёт его родной брат решил что семейная жизнь не для него.
Эти обстоятельства, показав суету, бренность мирской жизни, заставили задуматься о Вечности, пробудили любовь к Богу. В 1908 году он, оставив мир, принял монашеский постриг, с наречением имени Никон. Местом его подвигов стала Глинская пустынь, которая возникла в середине 17 века неподалёку от Курска, там, где на сосне явилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы…В 1917 году грянула революция, а после началась гражданская война, началось гонение на веру Христову, и в 1922 году пустынь была закрыта.
После 1923 года отец Никон был арестован и отправлен в ссылку в наши края. Где и как познакомились монахини – Апполинария и Мария с отцом Никоном, когда они были арестованы и как попали на этап неизвестно. Известно только что отца Никона, монахиню Апполинарию, монахиню Марию Бог , проведя долгим путём, где в товарном вагоне, где пешком, где в кузове грузовика, под конвоем, свёл вместе в посёлке Сарбала, в котором работал председателем родной племянник матушки Марии.(1.с.83)
Матушка Мария, встретившись с племянником, упросила его, чтобы он поговорил с конвойными, попросил, чтобы они оставили отца Никона и матушек здесь. Племянник так и поступил, но с условием постановки на учёт, обязав при этом отмечаться.
Племянник приобрёл для тёти домик на окраине деревни Колпинушки, в которой было отделение Сарбалинского колхоза, куда и перебрались монашествующие.
Рядом с домиком был участок земли, на котором весной сажали овощи- картофель, морковку, свеклу, чеснок, лук. Помогал племянник матушки, подавали местные жители, приносили паломники приходившие , несмотря на гонение в монашеский домик, чтобы побеседовать с батюшкой, помолиться, попросить молитв о заблудших душах…
Жили монашествующие в полузатворе, молились утром и вечером, читали Библию. Выходили на улицу редко, чтобы в огороде поработать, да воды принести. Ходили они и в лес по ягоды, грибов насобирать для запасов…Так проходила их жизнь.
Отцу Никону в 1938 году, когда Анастасия впервые познакомилась с ним , исполнилось 65 лет, он многое испытал, испил чашу страданий, остался верен Христу, и Господь наградил его духовными дарами.
Проходили годы, началась Великая Отечественная война.Анастасия Михайловна поступила в медучилище, закончила его, получила звание младший лейтенант медслужбы. В 1945 году наконец пришёл долгожданный май, война завершилась, люди радовались, но никто не думал что победную чашу весов в сторону Советского Союза склоняли и молитвы монашествующих, живших в Сибири, в Сарбале, в селе Колпинушка.
Монахини, жившие в Колпинушке были разными по складу характера. Апполинария из дворян, образованная и более строгая, чем Мария, которая была проще.
В 1949 году умерла монахиня Апполинария. На её место пришла матушка Пелагея, а когда скончалась монахиня Мария, то её заменила матушка Татьяна. Господь не оставлял отца Никона, приведя новых духовных помощниц.
К батюшке Никону приходило много людей, чтобы принести покаяние и уходили утешенные старцем, обновлённые духовно, наставленные на спасительный путь.
30822903651885Там где духовная сила, там и испытания. Возненавидели злые люди отца Никона и однажды ночью ворвались в его дом чтобы поживиться добром. И было такое дважды.
Утром, собирая разбросанные вещи, отец Никон велел монахиням искать новое место для жительства.(1. с. 79-85)
Монахиня Апполинария, Мария, иеромонах Никон.
Деревня Колпинушка, 30-е годы.
Глава 2. Жизнь в Кузнецке. Строительство Никольской церкви.
Новый дом нашли в Сталинске. Искала его матушка Татьяна вместе с Анастасией, много сил потратили. Дом был прекрасный- большой, добротный, вместительный. Никону, рассказали ему о такой удаче. Он слушал их, улыбался а потом сказал:
- Нет, этот дом не подойдёт. Ищите другой .
Но и другой не устроил отца Никона. Вновь послал он их в Сталинск, чтобы продолжить поиски…Третий дом нашли на Форштадте, там где были болотистые места, небольшой, неказистый. Но узнав о нём отец Никон обрадовался.
- Вот как раз то, что нам и нужно! Там будет святость! Там будет храм!.
Дом приобрели в собственность.. С переездом на новое место помог заместитель начальника шахты « Байдаевская» Михаил Михайлович Будкеев.( 1. с. 86,87)
Так отец Никон и монахини оказались в городе Сталинске.
leftbottomВ новом доме жизнь проходила по прежнему . Проходившие мимо домика, стоявшего на улице Таллинской, видели во дворе седобородого старика, в простой шапке, фуфайке, валенках, сидящего на припёке и смотрящего по-доброму на людей. И мало кто знал, что это не простой человек, а монах, наделённый Господом духовными дарами.
В пятидесятые годы, незадолго до своей смерти, отец Николай благословил начало строительства православного храма. Господь прислал ему помощника- игумена Владимира( Носов), много пострадавшего во времена репрессий. (3)
Собрались верующие, нужен был храм, а зарегистрировать общину, открыть церковь в те годы было непросто и небезопасно. Но эти трудности не пугали людей, побуждали горячо молиться, чтобы в городе был открыт храм Божий. Отец Николай утешал людей и нередко говорил им: « Будет здесь храм. Любит святитель Николай это место».Не получив разрешения от местного начальства, люди обратились с просьбой к самому товарищу Сталину и просьба верующих получила благополучное разрешение в 1949 году.
Первоначально храм был построен ближе к объездной дороге, но в 1955 году по кончине батюшки , был отобран. В этот же год храм был открыт на нынешнем месте, которое отец Николай указывал при жизни.(2)

Старое здание Никольской церкви
Тогда приобретя сначала одну усадьбу, затем другую, неподалёку от улицы Таллинской, начали перестройку домов и церкви.(3)
Отец Николай, несмотря на на свои годы, помогал, участвуя в строительстве, в возведении храмов Божиих. Вскоре один был готов для того, чтобы начались Богослужения. Нарекли храм именем святителя Николая Чудотворца. Настоятелем храма стал отец Владимир.
Бог посылал к отцу Николаю матушек, уже принявших монашество, и тех кто решил принять монашеский постриг. Так появился маленький монастырь в миру на улице Таллинской.
leftbottom
Сохранилась фотография, на которой сняты монахини.(3)
Много людей приходило к старцу Николаю побеседовать с ним, получить вразумления.
И слова его исполнялись впоследствии. Про схимонахиню Феофанию он говорил, что её парализует и умрёт не своей смертью.
В 1977 году на Новокузнецк обрушилось наводнение. Форштадт подвергся затоплению.
Матушка Феофания, получив паралич, несколько лет лежала недвижимая на кровати. Когда она услышала, что идут потопные воды Томи, вспомнила слова отца Николая и поблагодарила за всё Господа.
Монахини , видя, что уровень воды поднимается попытались поднять матушку Феофанию, чтобы перенести её на чердак, на крышу, но у женщин не хватало сил сдвинуть её с места. Вода поднялась допояса и ещё прибывала. Матушки вышли на улицу. Мимо проплывала лодка, сидели в ней молодые ребята. Монахини просили у них помощи.
Парень постарше спросил:
- Старая?
Матушки, уже тая в душе радость, что помощь пришла, ответили:
- Да, да, старая. Помогите!
Тогда парень, оттолкнувшись , крикнул:
- Тогда пусть помирает! Такого добра не жалко!
Так матушка Феофания утонула и исполнились слова батюшки.(1.с 91)
Иеросхимонах Николай
В 1954 году умер отец Николай. Стояла лютая зима. Узнав о кончине, много людей пришло, чтобы попрощаться с батюшкой в Свято-Никольском храме. Шли пешком до Вознесенской горы до самого кладбища….Проходили годы. (1. с 90,91)
Монахини Никольской церкви
Женская община просуществовала до начала 90-х годов. Матушки ухаживали за храмом, строго исполняли иноческое правило.
152403156585Они светили своей жизнью многим людям в годы безбожия, особенно любима людьми и памятна схимомонахия Паисия – образец кротости, милости, молитвы и трудолюбия. (2)
Умирали матушки и переселялись из домика на Таллинской на кладбище, находя успокоение рядом с могилкой отца Николая. В 1984 году умерла матушка Паисия и домик где жили монахини был продан .(1)
Схимонахиня Паисия.
Прихожане Никольской церкви стали инициаторами возрождения поруганного Спасо-Преораженского собора—единственного сохранившегося в годины лихолетья.
25 августа 2002 года из-за старой проводки возник пожар. Огонь был потушен, но храм был залит водой настолько, что восстановлению не подлежал и был демонтирован. Храмовые святыни были перенесены в крестильный храм , где стали совершаться богослужения. В происшедшем пожаре люди увидели особый знак к тому, чтобы строить новый храм вместо обветшавшего и в 2004 году приступили к строительству. В настоящее время храм венчают золотые главы, а святые кресты осеняют Форштадт. (2)

Заключение.
Сегодня, когда появилась возможность путешествовать люди отдают по 70 тысяч за паломнические поездки в погоне за святостью в Иерусалим. Кто-то едет на Афон, в Киево-Печёрскую Лавру. Может быть это хорошо и правильно. Но не у всех теперь есть деньги, особенно у жителей Форштадта, а пешком, как ходили в старину вряд ли кто сейчас пойдёт.
Но если хочешь найти святость и духовную чистоту вам стоит только поискать рядом, под боком, и Бог откроет ищущему и покажет - и святые храмы, и целебные источники, чудотворные иконы и могилки святых отцов через которые вам в молитве будет дан ответ.
Источники и литература:
1.Сергей Панфилов « Храм на холме»
2. http://forshtadt.cerkov.ru/o-prixode/
«Церковь Святителя Николая Чудотворца»
3. http://novokuznetskoe4.blagochin.ru/xram-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-g-novokuzneck/«Храм святителя Николая Чудотворца г.Новокузнецк»
Список информантов.
Протоиерей Алексий Кузнецов
Старожилы Форштадта и прихожане Никольской церкви.