«Урок внеклассного чтения. Поэзия Владимира Высоцкого»


Тема: «Урок внеклассного чтения.
Поэзия Владимира Высоцкого»
Владимир Семенович Высоцкий
1938-1980
Сегодняшний урок мы проводим вопреки моим планам. Тему его назвала наша жизнь. Когда мы изучали комедию Грибоедова «Горе от ума» говорили о современных Чацких, многие из вас называли поэта Владимира Высоцкого. А сейчас, изучая современную поэзию, узнали, что любимым поэтом Высоцкого был Пушкин.
Мы написали экспромтом сочинение «Что я знаю о Высоцком», оказалось, что вы все знаете этого поэта, слышали его песни, увлекаетесь его творчеством.
Я зачитаю выдержки из ваших сочинений:
…………………………………………………………………………………
Как видите, из этих отзывов понятно, что многие любят стихи Высоцкого, выучили их наизусть, некоторые равнодушны к его поэзии, некоторые не понимают его стихи.
Я думаю, что вы с интересом готовились к уроку «Встреча с поэзией Высоцкого». Мы на нем глубже познакомимся с творчеством поэта, научимся понимать его. А ребята, которые увлечены его стихами, своими мыслями и чувствами, почитают любимые стихи.
Да, у нас был и есть Высоцкий, и с этим невозможно не считаться. Это человек, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Это боец за правду, за лучшее в нашей жизни, против лжи, лицемерия, двоедушия. Он, как пишет один из вас, избрал своим оружием гитару и поэтическое слово.
Я освещен,
доступен всем глазам,
Чего мне ждать:
затишья или бури?
Я к микрофону встал,
как к образам,
Нет-нет, сегодня точно к амбразуре.
Вл.Высоцкий.
В доме ученых, на Ленинских приисках, в студгородке Нью-йоркского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов, в изысканном парижском концертном зале поэт чаще всего начинал концерт одной песней. Какой? Да, «На братских могилах». Кто прочитает?
………………………………………………………………………………………..
Почему этой песней начинал выступление?
Он учил пропускать память через сердце.
«Без памяти нет совести!» - академик Лихачев.
У поэта целый цикл стихотворений о войне. Он это объясняет так:
(пластинка)
………………………………………………………………………………..
Лучшим в этом цикле Р.Рождественский назвал « Он не вернулся из боя». Мы послушаем его в исполнении поэта попробуем понять его.
Исследователи назвали это стихотворение одно из самых странных эпитафий.
Почему?
Да, странное чувство вызывает это стихотворение. Друг погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к нему.
Какие?( спорил, молчал, невпопад отвечал, не в такт подпевал, говорил про другое, спать не давал).
А если бы говорил только хорошее, что обычно и делают. Даже пословица « О покойниках плохо не говорят». И если бы поэт говорил только о хорошем, мы бы не поверили этой песне.
Значит, не лгать ни единой буквой – это девиз поэта, отразился и на художественном мастерстве этой песни.
3.На какие детали пейзажа обращает внимание поэт?
(небо голубое, лес, воздух, вода, вырвалась будто из плена весна, отражается небо в лесу, как в воде, и деревья стоят голубые, утро, роса)
4.Как эти детали помогают понять смысл стихотворения?
Да, это же утро, которое любил друг. Это раннее весеннее утро, когда пробуждается жизнь. Природа так чиста и красива. А друга нет. Смерть. И боль утраты острее. Возникает мысль о всеобщем человечестве, братстве, единстве всего живого. И боль утраты. Когда теряешь друга это невосполнимо.
5. Как об этом говорит поэт?
Это я не вернулся из боя!
Какая-то частица тебя уходит со смертью близкого человека.
Давайте послушаем ребят, которые давно любят поэзию Высоцкого.
1.
2.
3.
4.
Кто еще хочет прочитать любимые стихи?
Мы убедились, что в песнях Высоцкого правда, искренность,
открытость, доверие к людям.
Нам повезло, что был такой четный поэт, который заставляет нас
думать, учит в любой ситуации оставаться человеком.
Он не допел, не досказал всего. Что.
Что было пульсом и в душе звучало,
И серце отказалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраде не взойдет Так просто, вместе с тем и так достойно
Он умер. Да.
- И все же он поет.
И песни не дадут нам жить спокойно.
Н. Михалков. Памяти Высоцкого