Эссе Воспитать человека: взгляд в будущее

Эссе «Воспитание: взгляд в будущее».
«Воспитывать – значит приготовлять к жизни».
(Д.И. Писарев).
Под воспитанием  понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). В нашем обществе выработан набор технологий, методов, ритуалов и практических действий, призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания (Википедия).
Профессия учитель, наставник, воспитатель, как ни назови, всегда была и будет востребована. Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. А вот термин «наказатель» в древнерусском языке употреблялся в значении – «учить», «поучать» и обозначало «учитель». «Наказание» – это было и обучение какому-либо ремеслу, и общая образованность, и правила поведения: как нужно ходить и говорить, одеваться, сидеть и стоять. И ещё в Древней Руси было «наказание книжное» - обучение премудрости наук.
В наше время учитель объединяет в себе две функции - и воспитывать, и обучать. В перемену он организует питание детей в столовой, в перемену следит за поведением, общением своих воспитанников, на уроке – обучает, передаёт знания. Но одно обучение без воспитания не имеет смысла. Зачем обществу умный преступник? Но и добрый глупец - тоже бесполезен. Обществу нужен образованный человек.
«Образование  - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...» (ст.2 Закон об Образовании в РФ).
Исторически выверено, главное предназначение педагога – воспитывать, передавая знания, общечеловеческую мудрость, развивая в своём ученике всё лучшее, помогая становлению личности человека. Готовясь к урокам, каждый учитель надеется на доверие своих воспитанников, делает ставку на их внимание и силы, используя и изобретая новые способы и приёмы объяснения. Педагог часто идет на риск, ставит на карту все свои способности, чтобы питомцы поняли его, чтобы поверили своему учителю, а значит, всегда учитель творит свой урок для них, добиваясь не только передачи знаний, но и обучая способам мышления, через факты сегодняшнего дня, привлекая внимание к недостаткам общества и достижениям.
Но это творчество иногда разбивается о досадные мелочи: тетрадь закончилась, писать не в чем, циркуль с заводским браком, нет у ребёнка линейки, карандаш забыл. Об идеальных условиях в образовании мечтают все: учителя, дети и их родители. И хотя все расходятся в своих представлениях, общее направление можно определить уже сегодня.
Первое. Учительское призвание: развивать индивидуальность каждого ребёнка. «Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны» – записано в Доктрине образования человека в РФ (проект, версия №2 от 19.12.2014 г). В школе не будет уроков и не будет классов. Свободные дети свободно будут объединяться в группы вокруг педагога по интересам. Состав этих групп по своему предназначению не может быть постоянным. Он будет меняться, подчиняться закону спроса, как родителей обучающихся, так и государства. Вероятно, у каждого ребёнка будет свой образовательный маршрут. Целью деятельности всех наставников в будущем станет - расширять индивидуальную картину мира каждого воспитанника.
Второе. Государство станет заботиться о своих учителях и школьниках, будущих равноправных работниках. Школы будут материально обеспечены и технологичны. Учитель
· сможет повести всех ребят на уроке географии на виртуальную прогулку в степные районы Казахстана или к вершинам Эвереста, на уроке труда ребята будут трудовую практику проходить по своему выбору в лесничестве, в заводском цеху или на швейной фабрике, выполняя нужные городу задания. Ведь основа воспитания – практическая деятельность, нужность. Мы обещаем, что образование для будущего, а оно ведь для настоящего. Дети не должны жить завтрашним днем, они должны применять свое образование сейчас, понимать для чего оно ему нужно в целом.
Третье. Мы, учителя призываем: «Трудитесь! Помогайте ближнему своему! Будьте добрее!», а родители наставляют иному: «Чего напрягаться! «Нарожаешь» детей, и на пособие проживёшь!». Учитель работает с родителями обучающихся, он связующее звено школы и семьи. Бывает так, что только школа бьётся за своих учеников, пытаясь изменить условия неблагополучия в семье. А соседям всё равно. В будущем, наверное, всем миром будем поднимать трудных детей. Изменятся условия жизни – изменятся люди. «Бытие определяет сознание» (Ильф и Петров «Золотой телёнок»).
Четвёртое. Сегодня дети общаются между собой либо в перемену, либо в ущерб себе во время урока – sms. А с учителем – ограниченно и на заданную тему, совсем не часто – по душам. Детям нужны практические действия, практические цели. В будущем все участники образования будут учиться общаться и сотрудничать между собой, добывая знания проективным методом. И только в совместной деятельности, на равных, будет преодолён барьер между учителем и воспитанниками. А сами дети будут через совместную деятельность учиться работать в команде и отбирать информацию на просторах Интернет. И эта работа будет максимально содействовать самовыражению личности, способствовать социальной мобильности детей.  В этом смогут помочь, не только умные родители, но самое главное  практики, герои сегодняшней жизни. Это могут быть представители профессий, люди, которые могут поделиться своими историями успеха. Иметь подростку образец для подражания важно. Это определяет его собственную цель развития и самовоспитания.
Пятое. Сейчас у нас как: мы долго учимся теории, а потом также долго  практике. А жизнь ведь изменчива, нужно постоянно обновлять свой багаж умений. Только тогда человек может быть востребован в обществе и идти в ногу со временем. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворённый метод обучения, воплощённый принцип воспитания». (А. Ф. Дистверг). И если он владеет современными технологиями, то он авторитетный человек и для коллег, и для воспитанников.
Нельзя научить воспитанника жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте. Для учителя воспитание – это тоже жизнь, вместе со своими воспитанниками. Каждый в этой жизни учится жить сам. Это очень трудно и сложно, иногда невыносимо. Совсем другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый.
В будущем воспитание и обучение будет не просто единый процесс, но воспитание будет в совместной творческой деятельности на вершине активности всех субъектов образования, куда путь указывает проективный метод.

ђ Заголовок 215