Педагогическое эссе Воспитание: взгляд в будущее


«Человек, который посвятил свою жизнь развитию
и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть творцом, созидателем,
наставником и другом. И тогда ребенок сможет
сотворить свой неповторимый мир».
С. Могилевский
Моя задача, как учителя начальной школы не только научить ребенка считать, читать и писать, а помочь ребенку познать себя, помочь сформироваться ему как личности. Воспитание начинается не в школе, оно началось уже в семье, с самого рождения ребенка. Первые уроки жизни он получил до школы: взаимоотношения между родителями и детьми, моральные ценности, материальное состояние семьи и многое другое уже оставило свой след в формировании его как Личности. С поступлением ребенка в школу в воспитание включается учитель. Первый класс, первый учитель, он авторитет и «бог» для первоклассника, ребенок копирует слова, жесты, поведение своего классного руководителя.
Каждый ребенок уникален. Уже с первых дней общения с первоклассниками учитель для себя составляет алгоритм взаимодействия с каждым из учеников. Один хорошо рисует, другой любознательный, третий преуспевает в спорте и нельзя никого упускать из вида, необходимо развивать эти качества дальше. А в сельской школе чаще всего все это возлагается на одного человека- учителя и его функция – развитие личности.
Если ребенок пришел в школу из полной семьи, где царят взаимопонимание и уважение, когда он окружен любовью и вниманием со стороны близких, когда материальное состояние семьи удовлетворительное – в воспитаннике уже заложено «доброе семя» и задача учителя – подпитывать его. Но работа воспитателя усложняется тогда, когда в коллективе есть дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. При работе с данной категорией детей задача учителя не только работать над формированием определенных качеств личности, а необходимо вести и коррекционную, профилактическую работу. Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения. Учитель ставит перед собой цель – социализация личности. И любому воспитателю приятно видеть, как вчерашний ребенок, неохотно шедший на контакт, приходящий на уроки без улыбки на лице, с трудом вливающийся в коллектив, через месяц пребывания в школе радостно вбегает утром в класс и кричит всем: «Здравствуйте!»
Но охватывая своим вниманием каждого подопечного учитель одновременно работает над сплочением коллектива, способствуют формированию хороших привычек, ценных традиций, сознательной дисциплины всего класса.Именно воспитание включает освоение культурных норм, бытовых правил, ценностей и идеалов, любви к родителям, к своей малой родине и России.
Учитель должен быть справедливым ко всем и во всём, любить каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее, должен отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учебе, в организованности, в каком-либо деле, отмечать индивидуальные достижения ребёнка, формируя у него уверенность в его силах и знаниях.Именно тогда можно воспитать достойную личность, соответствующую
«портрету выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.